Ашем призывает Моше в присутствии всего народа
Ашем призывает Моше в присутствии всего народа
Мишкан (Скиния Завета) был сооружен, и Шехина спустилась и пребывала в нем. Весь народ Израиля
собрался вокруг Мишкана, и Моше среди них, как равный.
Мы не можем не обратить внимания на подобную скромность. Вероятно, человек, близкий главе
государства, состоящий с ним в особых отношениях, чувствует себя вправе входить и выходить из
резиденции правителя, когда ему вздумается. Моше, однако, считал иначе. Он рассуждал так:
“Действительно, Ашем избрал меня вождем еврейского народа, и я был им до сих пор. Но как я могу знать,
что буду сочтен достойным направлять его и в будущем? Может быть, Ашем нашел человека с большими
заслугами, который и займет по праву это место?”
Этот мидраш (Ваикра раба 1:5) рисует Моше человеком, отказавшимся войти в Мишкан из скромности. В
Таргум Йонатан (1:1) приводится еще одна причина, по которой Моше не перешагнул порога Мишкана до
тех пор, пока Всемогущий прямо не позвал его. Моше рассуждал так: “Когда была дарована Тора, гора
Синай из-за этого грандиозного события приобрела особую святость. Хотя ее величие было только
временным, мне не разрешено было взойти на нее, пока Ашем не призвал меня к этому. Святость Мишкана
превышает святость горы Синай, и, кроме того, святость его постоянна. И поэтому мне нельзя войти до тех
пор, пока меня не призовет Всемогущий”.
Такое чувство смирения характерно для Моше, оно то и дело заставляло его отказываться от роли вождя в
полном убеждении, что вместо него можно найти более достойного человека.
<> Когда Ашем приказал Моше вывести евреев из Египта, тот отказался. Он возразил, что считает себя
недостойным этой роли. Но Ашем сказал ему: “Если ты не выведешь их из Египта, то никто другой этого не
<> И опять, когда Моше услышал, что через него на Египет будут навлечены Десять Казней, он отказался.
Он являлся к фараону только тогда, когда Всемогущий говорил ему перед каждой казнью: “Встань и пойди к
<> Когда евреи достигли берегов Ям Суф, Моше не предполагал, что он будет избран осуществить чудо
Комментарии к книге «Ваикра», Рабби Моше Вейсман
Всего 0 комментариев