Мишна. Раздел Моэд. Трактат Псахим.
Комментарии раби Пинхаса Кегати. Перевод на русский язык
Перевод с иврита: Йегуда Векслер. Научный консультант: Моше Гойхбарг.
Введение
Трактат Мишны "Псахим"
посвящен, в основном, трем главным законам: 1) о хамеце и маце, 2) о совершении
жертвоприношения песах и 3) о проведении седера в первую ночь
праздника.
Согласно Торе, с хамецем в
течение праздника Песах связаны три запрета. Первый из них - это запрет
УПОТРЕБЛЯТЬ ХАМЕЦ В ПИЩУ. Основанием для него служат следующие слова
Торы: "Семь дней ешьте опресноки... ибо душа всякого, кто будет есть
квасное с первого дня [праздника] до седьмого, будет отторгнута от [духовного
народа] Израиля" (Шмот 12: 15). Второй - запрет ИЗВЛЕКАТЬ ИЗ ХАМЕЦА КАКУЮ
БЫ ТО НИ БЫЛО ПОЛЬЗУ. В Торе сказано: "И не используйте квасное для
пищи" (Шмот 13: 3). Из этого мудрецы Торы делают вывод, что какое бы то ни
было использование хамеца, прямо или косвенно связанное с питанием,
запрещено (Псахим 21б, см. комм. Раши). И третий - это запрет ОСТАВЛЯТЬ ХАМЕЦ
В СВОЕМ ВЛАДЕНИИ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ПРАЗДНИКА ПЕСАХ. Об этом в Торе
буквально сказано: "И пусть никто [даже] не сможет увидеть квасного, и
пусть никто [даже] не сможет увидеть закваски во всех ваших пределах"
(Шмот 13: 7). И еще: "Семь дней пусть закваски не будет в ваших
домах" (Шмот 12: 19). Отсюда следует, что еще до момента, когда вступает в
силу запрет употреблять хамец в пищу, его уже не должно быть во владении
еврея. Тора говорит (Шмот 12: 15): "Но в первый день очистите ваши дома от
квасного", а из Устной Торы известно, что "первый день", о
котором здесь сказано, это четырнадцатое нисана, то есть канун Песаха.
Согласно другой точке зрения, которую
приводит Гемара, тот же самый запрет вытекает из другого отрывка в Торе (Шмот
34: 25): "Не режь, пока есть квасное [в твоем владении], жертву,
Комментарии к книге «Псахим», Талмуд
Всего 0 комментариев