Читать книгу «Преданность. Повесть о Николае Крыленко», Михаил Ильич Матюшин

«Преданность. Повесть о Николае Крыленко»

0

Описание

Читателю известны романы М. Матюшина "Рожденный в рубашке", "Сокровища ангуонов", "Загадка амулета" (последние два произведения посвящены теме гражданской войны на Дальнем Востоке), "Очаг свободных". Герой повести "Преданность" - Николай Васильевич Крыленко, профессиональный революционер, первый советский верховный главнокомандующий, нарком по военным делам в первом Совете Народных Комиссаров, прокурор республики.

1 страница из 259
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.

Михаил Матюшин

ПРЕДАННОСТЬ

Повесть о Николае Крыленко

Глава первая

ТЕЗКА КИБАЛЬЧИЧА

Колю приводил в восторг колодезный журавль, на «шее» которого покачивалось деревянное, стянутое обручами из лозы ведро; оно роняло вниз, на обомшелый сруб, холодные светлые капли. Он, как музыку, слушал протяжный коровий мык и норовил погладить мокрую мордашку какого-нибудь сосунка-теленка. Но больше его притягивала к себе околица Бехтеевки. Там за поскотиной из небрежно связанных лыком жердей, тоненько поющих на ветру облупленной берестой, протекал ручей. Он начинался неведомо где, а у поскотины упирался в довольно широкую запруду, где можно было увидеть снующих пескариков. Были здесь такие места, что не ушел бы отсюда до позднего вечера. По берегам запруды и дальше — по суглинистой пахоте чинно расхаживали черные грачи, а на осиновом колу обязательно верещала, подергивая длинным хвостом, сорока. Она, должно быть, сердилась на неугомонных воробьев, которые чирикали, подскакивали на своих тоненьких ножках, будто на пружинках, и дружно клевали сухой, вылущенный ветром и солнцем конский навоз.

Мальчик рос крепеньким, шаловливым. Его излишне не опекали. Он целыми днями носился за околицей, хлюпался в ручье вместе с другими деревенскими сорванцами, сооружал водяные мельнички и ловил слюдянокрылых карминных стрекоз. Бывало, вернется к вечеру — мокрый, выпачканный в глине, — мать ни словом не упрекнет, умоет, приласкает и усадит за стол.

— Это еще что за нежности? — нарочито хмурился отец и строго принимался допрашивать сына, чем он занимался весь день и почему не соизволил явиться к обеду.

Строгость была напускной, Коля отлично понимал это, охотно и подробно перечислял свои похождения:

— Сегодня ловили пескарей, только ни одного не поймали: они такие хитрые! Потом вытаскивали из запруды котят. Их туда бросил пастух и ушел, а мы всех спасли. Одного я принес — сохнет на крылечке. А еще мы дрались.

— То-то у тебя нос поцарапан.

— Это ничего, зато я Фролке подвесил фонарь под правым глазом.

— Ну что за лексикон! — морщился отец. — Неужели нельзя сказать по-русски: я подбил ему правый глаз?

— Все мальчишки так говорят.

— А ты изволь говорить правильно. Если с малых лет не научишься точно излагать свои мысли, то потом на всю жизнь останешься косноязычным.

Комментарии к книге «Преданность. Повесть о Николае Крыленко», Михаил Ильич Матюшин

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства