Риторика. Шпаргалка (fb2) - Риторика. Шпаргалка 386K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - В. С. Пронин
В. С. Пронин
Риторика. Шпаргалка
1. Речь как искусство слова
По мнению Платона, риторика как учение есть сноровка, т. е. умение, ловкость, ему можно научиться, развить в себе способность говорить красиво.
Риторика как обучение сноровке и есть мастерство красноречия. Мастерство красноречия в условиях демократии не только полезно, но часто и просто необходимо. Навыки публичной речи помогают защититься и в условиях повседневной жизни, и в случае форс-мажора, например в судебной борьбе. Сноровка в красноречии помогает убедить сограждан, согласиться на предложения.
Платон доказывает, что обществу и частному лицу может быть нанесен вред тем, что такие риторы, как Горгий, исповедуют так называемую практическую мораль.
По мнению Платона, надо, чтобы не практическая, а духовная мораль управляла речевыми поступками.
Для этого необходимы вдумчивость и мораль не только ораторов, но и общества в целом.
Сократ у Платона и сам Платон предпочли речевую карьеру – карьеру философа-педагога.
Платон дает риторике как искусству слова новый смысл.
В практике диалогов он устанавливает иной вид речи, не свойственный ораторской софистике и эристике.
Дополнительно к речи в собрании или в суде, где особенно важен результат, устанавливается иной вид речи – диалектика. Диалектика у Платона содержит в себе элементы полемики. Эти отношения представлены схемой.
Цель красноречия и ораторства зависит от нравственности оратора.
Неэтичные ораторы, по словам Платона, уподобляются людям, таскающим воду в дырявый сосуд решетом.
Понимание этики может быть разным. Ученик Горгия Калликл смело противопоставляет человека толпе, лучших людей – худшим и говорит, по-видимому, справедливо, что толпе свойственно подавлять лучших, если они идут против нее.
В понимании Горгия, Калликла и Пола лучшим может быть назван Архелай, властитель Македонии, который убил законных наследников и своих родственников, завладел властью. Он теперь может делать что угодно и поэтому счастлив.
Платон говорит, что это несчастный человек, так как он сотворил несправедливость.
Критерии счастья и цель стремлений у Горгия и его
Комментарии к книге «Риторика. Шпаргалка», В. С. Пронин
Всего 0 комментариев