В. Ф. Марцинковский
НАУКА И РЕЛИГИЯ
Наука и Религия
[Лекция, читанная студентам в Самарском университете, в Высш. Технич. Училище, в Петровской С. X. Академии и в Студенч. Столовой в Москве (1919-1922), а затем за границей: в Чехословакии — в Праге (Студенческий Дом, 1925), в Збраславе (Кружок русских профессоров, 1925), в Польше (Брест, 1931), в Румынии (Кишинев, 1931), в Палестине (Иерусалим, 1932), в Эстонии (Ревель, 1933).]
На своём жизненном пути я встречаю два типа людей. Одни во имя науки отрицают религию, другие ради религии недоверчиво относятся к науке.
Встречал и таких, которые умели найти гармонию между этими двумя потребностями человеческого духа. И не составляет ли такая гармония той нормы, к которой должен стремиться человек?
Ведь обе потребности коренятся в недрах его природы.
И не в том ли кризис современного образованного человека, что у него „ум с сердцем не в ладу“?
Не эта ли односторонняя „умственность“ разъединяла в России интеллигенцию и народ?
И уже одно то, что в настоящее время под флагом науки, которая будто бы давно опровергла религию, преподносятся народу атеизм и антихристианство — это заставляет нас глубоко обдумать и основательно решить вопрос: противоречит ли наука религии?
Что такое наука?
Еще Сократ учил, что для обеспечения правильных выводов мы должны уметь правильно определять понятия.
Поэтому постараемся дать точные определения обоих рассматриваемых нами понятий — и тогда сравним их.
Наука есть система достигнутых знаний о наблюдаемых нами явлениях действительности.
Вникнем в каждое из этих слов.
Наука — это система, т. е. не случайный набор знаний, но стройное, упорядоченное их сочетание.
Оно достигается классификацией, т. е. распре делением однородных данных по группам, и обобщением, т. е. установлением тех общих формул и законов, которым подчиняется природа.
Наука включает достигнутые знания, т. е. ещё не все, а только те, которые пока достигнуты. Научная деятельность движется, она есть процесс „созидания истины путём опыта и умозрения“.
Этот процесс в науке есть нечто динамическое, становящееся: он проходит через вопросы, искания, сомнения, предположения, которые затем могут оказаться ложными.
Комментарии к книге «Наука и религия», Владимир Филимонович Марцинковский
Всего 0 комментариев