С. А. Вердеревская
ИСТОРИЯ ПОКОРЕНИЯ СИБИРИ И ПРИСОЕДИНЕНИЯ К РОССИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ И СРЕДНЕАЗИАТСКИХ ВЛАДЕНИЙ
ИСТОРИЯ ПОКОРЕНИЯ СИБИРИ
Осенью 1582 г. на улицах Москвы, прилегающих к Кремлю, царило большое оживление. Народ собрался посмотреть на посольство, присланное к царю Иоанну Васильевичу IV-му из далекой, полуночной страны казацким атаманом Ермаком Тимофеевичем. Во главе посольства шел сподвижник, верный товарищ и помощник храброго атамана, тоже казацкий атаман — Иван Кольцо, а за ним слуги несли дорогие собольи и иные меха и многие другие дары. Кольцо был допущен перед ясные, царские очи и по поручению своего атамана «бил Грозному царю челом на новом царстве».
Иван Кольцо «бьет Грозному царю челом на новом царстве». (С картины Ростворовского).
Неудачны, несчастливы были последние годы царствования престарелого государя: ляхи, литва и немцы поражали его войска на западной границе, на юге тревожили набегами крымские татары, внутри государства различные нестроения раздирали русскую землю.
Иван Грозный. (Со статуи Антокольского).
При вести о присоединении к его державе нового, необъятного царства очи Грозного царя вспыхнули гордостью и торжеством. Он милостиво принял Ивана Кольцо, одарил его, простил ему и Ермаку Тимофеевичу старые вины и пожаловал последнему звание князя Сибирского, медаль и шубу с своего плеча. Передать царскую милость завоевателю Сибири было поручено его сподвижнику.
А вины за Ермаком Тимофеевичем водились немалые.
Не легко жилось русским людям в конце ХVI столетия, в царствование Иоанна Васильевича Грозного. Много притеснений терпели они от вымогательств воевод, от дикого своеволия царских телохранителей — опричников и от других причин и во множестве бежали кто в Литовскую землю, кто на тихий Дон и в пустынные окраины южной России. Среди этих беглецов было не мало и таких, которых ждала на родине строгая кара за разные грехи и провинности. Весь этот бежавший люд собирался большими партиями и под предводительством выбранных из своей среды начальников — атаманов — образовывал целые казацкие дружины. Жили эти дружины вольною жизнью, не признавая никакого закона, кроме воли своих атаманов, и промышляли грабежами и разбоем.
Ермак Тимофеевич. (Со статуи Антокольского).
Комментарии к книге «История покорения Сибири и присоединения к России Амурской области и среднеазиатских владений», С. А. Вердеревская
Всего 0 комментариев