Голамхосейн Саэди, Аббас Пахлаван, Мохаммад али Джамаль-заде, Хосроу Шахани, Феридун Тонкабони
Персидские юмористические и сатирические рассказы
Предисловие
Жанр короткого повествования — один из традиционных жанров персидской
классической литературы. Переделки и переложения индийских и арабских сказок,
средневековые новеллы — латифе, герои которых— хитроумные «простаки» и мудрые
«дурачки», многочисленные истории — хекаяты — о мулле Насреддине, такие авторские
сборники, как «Сад роз» Саади (XIII в.), сатирический трактат «Этика
аристократии» Обейда Закани (XIV в.) — замечательные образцы прозы на фарси,
давно и прочно завоевавшие мировую славу.
Однако для жанра средневекового рассказа характерно отсутствие и типичного
образа героя, и развернутого сюжета. Даже рассказы-фельетоны Али Акбара
Деххода, публиковавшиеся в начале XX века в журнале «Труба Исрафила» и
сыгравшие большую роль в развитии персидской прозы, все-таки не были ещё
рассказами в собственном смысле слова, оставаясь лишь бытовыми сатирическими
зарисовками.
Сатирический рассказ в современном понимании появился в Иране недавно и ведёт
своё начало от сборника Мохаммада Али Джамаль-заде «Были и небылицы».
М. А. Джамаль-заде родился в 1892 году в Исфахане. Многовековая история
Исфахана, этого «изумруда, вправленного в перстень безводной солончаковой
пустыни», овеяна легендами. Город играл столь важную роль в жизни Ирана, что
старая персидская поговорка гласит: «Исфахана — половина мира». «Исфаханцы полны
задора и веселья. Они любят подшутить друг над другом, а ещё чаще — над
чужестранцами и жителями других городов. Их шутки, остроты и анекдоты как
дорогой сувенир приезжие увозят с собой в самые отдалённые места Ирана и даже
за его пределы». Может быть, именно потому, что Джамаль-заде — уроженец
Исфахана,— шутил сам писатель,— он стал одним из немногих иранских прозаиков
юмористического и сатирического жанра.
Комментарии к книге «Персидские юмористические и сатирические рассказы», Хосроу Шахани
Всего 0 комментариев