Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства II — V века
От редакции
Настоящий сборник памятников поздней античной литературы является вторым выпуском серии, подготовленной сотрудниками сектора античной литературы ИМЛИ. Первый выпуск этой серии под заглавием «Памятники поздней античной поэзии и прозы» вышел в свет в 1964 г.
В данном сборнике, охватывающем ту же эпоху, что и первый, читатель познакомится с двумя другими литературными жанрами, господствующими в поздней античности, — с ораторским и эпистолярным искусством Греции и Рима. Эти жанры не менее — а, пожалуй, даже более — характерны для поздней античности, чем поэзия и повествовательная проза. Именно искусство красноречия было в эту эпоху ведущим жанром, и все другие жанры испытывали его влияние: как стихотворения и повести, представленные в предыдущем сборнике, так и научные (и наукообразные) сочинения, образцы которых составят третий, последний, сборник этой серии.
Ораторское искусство на протяжении II — V веков пережило два значительных подъема. Первый из них относится ко II веку, когда при императорах династии Антонинов прекратились долгие внутренние смуты и было достигнуто относительное благополучие в огромной империи; тогда-то при покровительстве императоров и расцвело искусство так называемой «второй софистики», выявившееся в первую очередь именно в произведениях ораторских. Этот период представлен в данной книге именами Диона Хрисостома и Элия Аристида. Второй подъем относится ко времени Константина и его преемников, к IV веку, к эпохе последней схватки язычества с побеждающим его христианством. Греция выдвигает в эту пору ряд крупных ораторов-императора Юлиана, его учителя Либания, Гимерия и Фемистия: их речи дают яркую картину этой эпохи (см., например, речь-послание Юлиана «К совету и народу афинскому», речь Либания «В защиту риторов» и др.). Кроме речей серьезного содержания в сборнике приведены образцы шуточных риторических «декламаций» Либания, пародирующих судебные выступления.
Римское красноречие, многие памятники которого утрачены, занимало, по-видимому, в эту эпоху второстепенное положение: оно представлено в сборнике «Апологией» Апулея и сохранившимися отрывками его декламаций («Флориды») и панегириком галльского ритора Евмения (конец III века).
Комментарии к книге «Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства II — V века», Коллектив авторов
Всего 0 комментариев