Михаил Александрович
Новосёлов
Догмат и мистика
в православии, католичестве и протестантстве
И предал я сердце мое тому,
чтобы исследовать
и испытать мудростию все,
что делается под небом:
это тяжелое занятие
дал Бог сынам человеческим,
чтобы они упражнялись в нем.
Книга Екклесиаста, или Проповедника, 1:13
В фигурных скобках указывается номер начала страницы
{9}
Книга 1.
Догмат, этика и мистика
в составе христианского Вероучения
Связь догмата, этики и мистики
Идет спор о христианстве. Одни утверждают, что христианство адогматично; другие — что оно мистично; третьи — что в нем существенно нравоучение; четвёртые — что оно догматично и мистично, но вовсе не этично (безразлично к добру и злу, аморально), пятые — что оно прежде всего догматично, а затем этично.
Это выделение лишь некоторых черт из целостного образа истины порождает странные недоразумения.
Так, например, усиленное подчеркивание в христианстве этического элемента одними со стороны других вызывает протест как ригоризм, как {10} «толстовщина», плоды которой достаточно, дескать, известны. Но ведь только однобокое выдвигание этики может подать повод к смешению этики христианской с моралью графа Толстого.
Отстаивание догмата вызывает упреки в сухости и мертвенности; упоминание о мистике часто не удостаивается даже серьезного возражения, как речь о чем-то фантастическом, нереальном.
Комментарии к книге «Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве», Михаил Александрович Новоселов
Всего 0 комментариев