«Таня Соломаха»

45

Описание

В своем письме «Друзьям с Украины» Любовь Космодемьянская — мать Героя Советского Союза Зои Космодемьянской — рассказывала: «…Когда Зоя прибыла в партизанский отряд и взяла себе партизанское имя „Таня“, ее товарищи спросили, почему она так назвалась. Тогда она рассказала им об одной украинской учительнице, о Татьяне Соломахе, погибшей в гражданской войне героической смертью. Белогвардейские палачи с пытками допрашивали ее, но молодая украинка держалась гордо и не выдала товарищей…» Эти волнующие события легендарных дней революции и гражданской войны еще и сейчас хорошо помнят на Кубани. Седобородые деды, перед которыми когда-то дрожали белые армии, любят вспоминать свою боевую молодость… Скромный гранитный обелиск в центре станицы Попутной. Золотом сияют на нем имена героев. Возле него в торжественные и праздничные дни, особенно 7 ноября, выстраиваются четкие ряды пионеров, отдающих салют мужественным партизанам. Трубит горн, гудят барабаны… Звонкие голоса произносят клятву. А невдалеке замерли деды — живые свидетели и участники великих битв, боевые...

1 страница из 152
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.

Сергей Плачинда

ТАНЯ СОЛОМАХА

Светлой памяти моей матери

Кружатся без устали суховеи над станицей, солнце палит нестерпимо, горячий ветер сушит землю, раскачиваются, гудят колокола, и грустно шумят хлеба…

— …А живи, сынок, честно и по правде. Хлеб добывай мозолями, как с дедов-прадедов повелось. Как похоронишь меня, продай телочку, а осенью доложишь заработанные — лошаденку купишь… На покров женись, начинайте откладывать на земельку, пока руки молодые. Может, хоть ты… Мы с отцом твоим всю жизнь тянулись… Да вот видишь… до ямы дотянулись…

Нет, не разрыдался Иванко, стоя посреди хаты, не грохнулся оземь от тяжкого горя… Только дрожал он, как в лихорадке. «Неужели это станется? Не может быть! Нет!» Но он видел все: и посиневшие губы матери, и тускнеющий ее взгляд, и затаенные, сдерживаемые кончиками косынок слезы на глазах соседок.

— А сватов к кому пошлешь, сынок? Эгей, доля моя, не дождалась я ни невесточки, ни внучат… А если к могиле моей придешь советоваться, так и из гроба крикну: «Бери Христю!..» То-то девушка, хоть и из бедного дома… работящая и пригожая, как ясочка. Да и как любит тебя…

Облизнула обожженные губы и зашептала, тяжело дыша:

— Подойди поближе, наклонись, сынок… Вижу: Соломахина Таня по сердцу тебе… Знаю, сынок, знаю. Во сне имя ее шепчешь… Но посуди сам — панночка она, Иванко… Хоть и золотое дитя — дай бог ей счастья и здоровья на всю жизнь! — много мне добра сделала, да неровня она тебе.

Тихо. Жужжат в углу мухи, всхлипывают соседки, во дворе кудахчут потревоженные куры. По улице прогрохотала линейка, и у Иванки защемило сердце: «Вот бы мне этих коней — отвез бы матусю в Армавир».

А мать лежит немощная, тихая, угасающая. Красивое, всегда румяное лицо пожелтело. Только глаза — большие, синие — с жадностью следят за всем.

С грустью оглядывает она опрятную горницу. Все своими, вот этими натруженными руками делала: лепила с покойным Панасом гнездо, белила, маками да ветками калины разрисовывала стены под потолком — все хвалили да приходили поучиться. Перед болезнью, угнетенная тяжелыми предчувствиями, снова подбелила хату, заново ярко разрисовала печь подсолнухами и барвинком, рушники повесила, а пол присыпала любистком и мятой.

Комментарии к книге «Таня Соломаха», Сергей Петрович Плачинда

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства