Пространственное чутье времени
— А ты кого больше любишь: Маркеса или Борхеса?
— Кортасара!
Из уличного разговора
Первая книга Хулио Кортасара в нашей стране — сборник рассказов
«Другое небо» — появилась три десятилетия назад: в 1971 году. Она пришла к
нам на гребне успеха «Ста лет одиночества». Этот роман колумбийца Гарсиа
Маркеса, опубликованный в 1967 году (у нас — в 1970-м), вызвал во всем мире
настоящий бум латиноамериканской прозы. Тогда в нашей стране все чаще — в
журналах, сборниках, отдельными книгами — стали публиковаться произведения
кубинца Алехо Карпентьера и гватемальца Мигеля Анхела Астуриаса, мексиканца
Хуана Рульфо и перуанца Марио Варгаса Льосы, уругвайца Хуана Карлоса Онетти
и венесуэльца Мигеля Отеро Сильвы…
Но в длинном ряду имен латиноамериканских прозаиков имя аргентинца
Хулио Кортасара отнюдь не затерялось — оно в этом ряду стало одним из
первых.
И в ряду, и вне ряда Кортасар был ни на кого не похож.
Проза Кортасара очаровала читателей сразу же — и не разочаровала в
дальнейшем. Он пришел к нам со своими темами, со своей культурой, со своим
видением мира. Используя неологизм (а Кортасар любил придумывать
неологизмы), рискну сказать: он был «чудожник слова».
Конечно, сейчас, когда русскому читателю известен практически весь
Кортасар, можно заметить некоторый схематизм, «заданность» его ранних
рассказов — скажем, таких, как «Автобус». Но тогда, в начале 70-х, тот же
«Автобус» или «Захваченный дом» благодаря своей недосказанности, ощущению
неведомой, но реальной угрозы оставляли сильнейшее впечатление.
В рассказах Кортасара была творческая свобода. В одной фразе он мог
соединить голоса разных персонажей. Он по-своему обращался со временем и
пространством. Творил по своим законам. Чувствовалось: никто не стоит у него
Комментарии к книге «Чудесные занятия», Хулио Кортасар
Всего 0 комментариев