ДУША СОЛДАТА
Составитель А. Тищенко
ВСЕСОЮЗНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО СОВЕТСКИЙ КОМПОЗИТОР
ДУША СОЛДАТА
Составитель Александр Андреевич Тищенко
Редактор Л. Присс.
Лит. редактор В. Татаринов
Художник М. Кучкина.
Худож. редактор Е. Шворак
Техн. редактор А. Агафонова
Корректоры Е. Карташова и А. Полякова
Подп. к печ. 12.10.83. Форм. бум. 60х901/16. Бумага офсетная № 2. Печать офсетная. Печ. л. 8.0. Уч.-изд. л. 8.01. Тираж 250 000 экз. (2-й з-д 100001 —175000 экз.). Изд. № 6695. Зак. 665. Цена 80 коп.
Всесоюзное издательство «Советский композитор». 103006. Москва. К-6. Садовая-Триумфальная ул.. 14—12. Московская типография № 6 «Союзполиграфпрома» при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 109088. Москва. Ж-88. Южнопортовая ул.. 24
© Издательство «Советский композитор», 1983 г. (Составление).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Текст С. МИХАЛКОВА и Г. ЭЛЬ-РЕГИСТАНА, Музыка А.В. АЛЕКСАНДРОВА
ПЕСНЯ О СОВЕТСКОЙ АРМИИ
Слова О. КОЛЫЧЕВА, Музыка А. В. АЛЕКСАНДРОВА
ПЕСНЯ О ТРЕВОЖНОЙ МОЛОДОСТИ
Слова Л. ОШАНИНА, Музыка А. ПАХМУТОВОЙ
МОЯ МОСКВА
Слова М. ЛИСЯНСКОГО, Музыка И. ДУНАЕВСКОГО
МЫ ЛЮДИ БОЛЬШОГО ПОЛЕТА
Слова А. ФАТЬЯНОВА, Музыка Б. МОКРОУСОВА
ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Слова В. ХАРИТОНОВА, Музыка Д. ТУХМАНОВА
Слова П. ГЕРМАНА, Музыка Ю. ХАЙТА
БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ
Слова М. МАТУСОВСКОГО, Музыка В. СОЛОВЬЕВА-СЕДОГО
СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА
Слова В. ЛЕБЕДЕВА-КУМАЧА, Музыка А. В. АЛЕКСАНДРОВА
ПЕСНЯ О ДНЕПРЕ
Слова Е. ДОЛМАТОВСКОГО, Музыка М. ФРАДКИНА
ПЕСНЯ СМЕЛЫХ
Слова А. СУРКОВА, Музыка В. БЕЛОГО
ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ
Слова А. ЧУРКИНА, Музыка В. СОЛОВЬЕВА-СЕДОГО
ЛАСТОЧКА-КАСАТОЧКА
Слова О. КОЛЫЧЕВА, Музыка Е. ЖАРКОВСКОГО
СОЛНЦЕ СКРЫЛОСЬ ЗА ГОРОЮ
Слова А. КОВАЛЕНКОВА, Музыка М. БЛАНТЕРА
СОЛДАТЫ МИНУВШЕЙ ВОЙНЫ
Слова Л. ЧИКИНА, Музыка Б. ФИГОТИНА
Слова Е. ВИНОКУРОВА, Музыка А. ЭШПАЯ
НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ
Слова М. МАТУСОВСКОГО, Музыка В. БАСНЕРА
НАМ НУЖНА ОДНА ПОБЕДА
ПЕСНЯ ИЗ КИНОФИЛЬМА «БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ»
Слова и музыка Б. ОКУДЖАВЫ
СВЕТ БАГРЯНЫЙ
Слова М. ВЕРШИНИНА, Музыка Ю. ГУРЬЕВА
ПЕСНЯ БЫЛЫХ ПОХОДОВ
Слова А. ЖАРОВА, Музыка 3. КОМПАНЕЙЦА
ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ
Слова Л. БАЙГУШЕВА и В. КАСЛЕРА, Музыка В. КАСЛЕРА
ВОСПОМИНАНИЕ О ПОЛКОВОМ ОРКЕСТРЕ
Слова Р. РОЖДЕСТВЕНСКОГО, Музыка Ю. ГУЛЯЕВА
УХОДЯТ ОТ НАС ПОБРАТИМЫ
Слова А. ЛЕСИНА, Музыка В. СЛУЦКОГО
ГВАРДЕЙСКАЯ СТРОЕВАЯ
СТРОЕВОЙ МАРШ 1-й ГВАРДЕЙСКОЙ МОСКОВСКО-МИНСКОЙ ПРОЛЕТАРСКОЙ МОТО-СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ
Слова М. АНДРОНОВА, Музыка Б. КАРАХАНА
ТУЛЬСКАЯ ОБОРОННАЯ
Слова В. ГУРЬЯНА, Музыка А. НОВИКОВА
МАРШ ТАНКИСТОВ-ЖИТОМИРЦЕВ
Слова Г. СМИРНОВА, Музыка В. БЕЛОГО
СИМБУХОВЦЫ
Слова и музыка А. ТИЩЕНКО
Слова А. ПРОКОФЬЕВА, Музыка О. ИВАНОВА
О ФРОНТОВОЙ ПЕСНЕ
Слова и музыка А. ТИХОНОВА
Слова М. ДУДИНА, Музыка В. СОЛОВЬЕВА-СЕДОГО
ПЕХОТА—ЕСТЬ ПЕХОТА!
Слова М. ПЛЯЦКОВСКОГО, Музыка Н. БОГОСЛОВСКОГО
ПЕСНЯ АРТИЛЛЕРИСТОВ
Слова В. ГУСЕВА, Музыка Т. ХРЕННИКОВА
ПЕСНЯ РАКЕТЧИКОВ
Слова Б. ЯРОЦКОГО, Музыка А. ПАХМУТОВОЙ
ПЕСНЯ ВОИНОВ ПВО
Слова И. ВИСЛОУСА, Музыка А. ФЛЯРКОВСКОГО
ПОРЯДОК В ТАНКОВЫХ ВОЙСКАХ
Слова Е. ДОЛМАТОВСКОГО, Музыка О. ФЕЛЬЦМАНА
А ЧТО ТАКОЕ НЕБО?
Слова В. ГЛЕБОВА, Музыка Л. АФАНАСЬЕВА
ПРОВЕРЕН И ЗАПРАВЛЕН САМОЛЕТ
Слова Ф. ЛАУБЕ, Музыка В. КАЗЕНИНА
МОРСКАЯ ГВАРДИЯ
Слова В. ЛЕБЕДЕВА-КУМАЧА, Музыка Ю. МИЛЮТИНА
ПЕСНЯ О БУШЛАТЕ
Слова Н. ФЛЕРОВА, Музыки Б. ТЕРЕНТЬЕВА
СОЛЕНАЯ ВОДА
Слова С. АЛЫМОВА, Музыка К. ЛИСТОВА
ЭКИПАЖ—ОДНА СЕМЬЯ
Слова Ю. ПОГОРЕЛЬСКОГО, Музыка В. ПЛЕШАКА
ДЕСАНТНАЯ СТРОЕВАЯ
Слова К. ВАНШЕНКИНА, Музыка Я. ФРЕНКЕЛЯ
ПЕСНЯ ПОГРАНИЧНИКОВ
Слова В. КОТОВА, Музыка Р. ЩЕДРИНА
МУЗЫКАНТСКИЙ ВЗВОД
Слова Я. ХАЛЕЦКОГО, Музыка С. КАЦА
ПО ЗЕМЛЕ ИДЕТ ДРУГОЕ ПОКОЛЕНЬЕ
Слова Т. УЛЬЯНОВОЙ, Музыка Е. ПТИЧКИНА
ЗАЩИТНИКИ СТРАНЫ
Слова В. ДОБРОНРАВОВА, Музыка Б. АЛЕКСАНДРОВА
Слова Р. ПЛАКСИНА, Музыка А. АБРАМОВА
ДОЛГ СОЛДАТА
Слова В. БЫКОВА, Музыка В. ЗОЛОТАРЕВА
ХОРОШО СЛУЖИТЬ СОЛДАТУ
Слова И. СВЕТЛИЧНОГО, Музыка З. БИНКИНА
КОГДА ПОЮТ СОЛДАТЫ
Слова М. ЛИСЯНСКОГО, Музыка Ю. МИЛЮТИНА
СОЛДАТСКИЙ ПРИВЕТ
Слова М. ПЛЯЦКОВСКОГО, Музыка Н. БОГОСЛОВСКОГО
Издательство «Музыка». 1981г.
СОЛДАТСКАЯ ПЕСНЯ
Слова С. БЕЛИКОВА, Музыка О. КАРАВАЙЧУКА
ПОЙ, СОЛДАТ
Слова Л. НЕКРАСОВОЙ, Музыка А. ДОЛУХАНЯНА
ПЕСНЯ СОЛДАТСКАЯ МОЯ
Слова М. ПЛЯЦКОВСКОГО, Музыка А. БАБАДЖАНЯНА
АРМИЯ ГОРДИТСЯ СЫНОВЬЯМИ
Слова В. СЕМЕРНИНА, Музыка В. ЕФИМОВА
ФЛОТСКАЯ СТРОЕВАЯ
Музыка В. САПРЫКИНА, Слова В. ПЛАТОНОВА
ЛУЧШЕ НАШЕГО СОЛДАТА НЕ ПОЕТ НИКТО
Слова В. ХАРИТОНОВА, Музыка А. ЭКИМЯНА
НА ПЕСНЮ РАВНЯЮТСЯ ВЗВОДЫ
Слова В. ТАТАРИНОВА, Музыка В. ГРИГОРЕНКО
СОЛДАТСКИЕ СНЫ
Слова Ф. ЛАУБЕ, Музыка В. МУРАДЕЛИ
РАЗМЕЧТАЛСЯ СОЛДАТ МОЛОДОЙ
Слова С. АЛЫМОВА, Музыка А. НОВИКОВА
САМЫЙ ВЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК-СОЛДАТ!
Слова М. ТАНИЧА, Музыка Я. ФРЕНКЕЛЯ
ГВАРДЕЙСКАЯ ПОЛЬКА
Слова В. ГУРЬЯНА, Музыка Б. ТЕРЕНТЬЕВА
Слова И. КАЗАКОВА, Музыка А. ЭШПАЯ
ГЛЯНЬ-КА, РАСКРАСАВИЦА!
Слова И. ШАФЕРАНА, Музыка И. ЯКУШЕНКО
НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ВАЛЬС
Слова Н. ГЛЕЙЗАРОВА, Музыка В. ГАЗАРЯНА
КОГДА СОЛДАТ ДАЕТ ПРИСЯГУ
Слова В. БОКОВА, Музыка В. ГОЛИКОВА
ИДЕТ СОЛДАТ ПО ГОРОДУ
Слова М. ТАНИЧА, Музыка В. ШАИНСКОГО
КАК РАБОТАТЬ С ПЕСНЕЙ
Советская героико-патриотическая песня, выражающая чаяния и стремления молодого солдата, стала его духовной потребностью. Верная подруга воина — она вселяет бодрость, будит в сердцах отвагу, воодушевляет молодых солдат на подвиг, пробуждает любовь к социалистическому Отечеству, к советскому народу.
Являясь неизменным спутником солдата, песня сплачивает бойцов в походе, заставляет забывать об усталости в трудных дальних переходах, равняет шаг, делает его чеканным. Упругий, четкий ритм маршевой песни объединяет движение войсковых масс, поднимает настроение личного состава. Отличное пение в строю и на марше характеризует уровень строевой подготовки подразделения.
Работа с песней в воинских частях требует последовательности, необходимой методичности, понимания роли воздействия песни на формирование нравственного и эстетического облика молодого солдата. Наша армия накопила богатый опыт по распространению и пропаганде песни. Военные оркестры, ансамбли песни и пляски, хоровые и музыкальные коллективы художественной самодеятельности активно участвуют в работе по внедрению в войсках походно-строевой и привальной песни. Даже в труднейших условиях фронтовой обстановки в годы Отечественной войны в частях, подразделениях проводились смотры строевой песни, семинары запевал, коллективное разучивание песен и т. п.
Популяризация лучших армейских и флотских песен — дело большой важности. Командиры и политработники, комсомольские организации заинтересованы в том, чтобы в подразделениях звучали талантливые солдатские песни. Воинские уставы и директивы политорганов, как известно, предусматривают разучивание песен с солдатами и матросами... Душой этого важного дела, естественно, является дирижер оркестра, призванный руководить разучиванием песни, музыкальной самодеятельностью части, способствовать распространению песен в каждом взводе, роте, батальоне.
Основным носителем и пропагандистом походно-строевой песни является ротный запевала. Запевала — инициатор, умелый исполнитель и знающий дело организатор, его голос «заводит» песню, увлекает за собой всех поющих. В рядах армии множество умелых песенников, владеющих традициями народного пения. Любовное выращивание молодых запевал помогает им совершенствоваться, прививает песенную культуру, вокально-исполнительские навыки. Через активных запевал и баянистов песня проникает в самую гущу солдат. Естественно, запевалы должны усвоить основные методические приемы разучивания песен.
Поначалу рекомендуется запомнить слова песни. За несколько дней до занятий можно раздать листовки, вывесить на видном месте плакат с текстом песни. При разучивании слов полезно придерживаться ритмического рисунка мелодии, что облегчает усвоение ее. Обычно песня членится по фразам. Как правило, вначале разучивается второй, а затем первый голос, после чего голоса объединяются и (если надо) вводится подголосок, украшающий общее звучание. Песня всегда выигрывает от слаженного и выразительного исполнения, от выполнения обязательных требований, указанных в нотах.
Опытные запевалы нередко проводят разучивание песен в роте и взводе самостоятельно. Ознакомив солдат с новой песней, запевала несколько раз напевает мелодию, а бойцы «с голоса» подхватывают ее, разбиваясь (если этого требует песня) на два-три голоса. Для усвоения более сложных хоровых песен рекомендуется привлекать дирижера военного оркестра или руководителя хора (баяниста).
Там, где это возможно, рекомендуется привлекать к занятиям оркестр (иногда достаточно использовать два-три инструмента, по числу голосов). В этом случае каждый инструмент помогает певцам выучить свою партию и «ведет» их до полного усвоения мелодии.
В домах офицеров и клубах нередко организуются постоянно действующие семинары запевал, «Встречи с песней», прослушивания грамзаписей и т. п. Такие формы работы требуют особого внимания. Для семинара отбираются способные и активные запевалы, любители песни, по преимуществу отличники боевой подготовки. При разучивании нельзя ограничиться только слаженным исполнением песен запевалами — руководитель дает им необходимые методические советы, обращает внимание на трудные места в музыке. Основное условие подготовки очередного семинара — соблюдение принципа последовательного перехода от легкоусвояемых песен к более сложным.
В повседневной работе применимы и другие «сопутствующие» формы — беседы о песне, концерты-лекции, беседы-игры типа викторины, наконец, массовые конференции и сборы с привлечением композиторов и поэтов.
Предлагаемый читателю песенник включает произведения от песен-ветеранов до написанных в последние годы сочинений на армейскую тему. Естественно, даже самый объемистый сборник не способен охватить все песни, достойные опубликования. В предлагаемое собрание вошли песни, отобранные с учетом требований времени и запросов воинов, пригодности исполнения их в строю, на привале, в клубе.
Героико-патриотическая песня берет новый разбег, звучит в наши дни, как звонкий голос молодого защитника Отчизны, воспевающего нерушимость воинского долга, героику ратного подвига.
Александр ТИЩЕНКО
Комментарии к книге «Душа солдата», Александр Андреевич Тищенко
Всего 0 комментариев