Читать книгу «Лукоморье», Римма Юрьевна Киркос


«Лукоморье»

3

Описание

Музыкально-литературная композиция по стихам и сказкам А. С. Пушкина

Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Авторы композиции — Римма Юрьевна Киркос и Инесса Александровна Постоева

© Издательство "Композитор" (Санкт-Петербург), 1998

От авторов

Предлагая данный сценарий вашему вниманию, мы надеемся, что он будет неким заключающим элементом в ряде мероприятий, посвященных 200-летию со дня рождения Пушкина. Позвольте поделиться с вами своими пожеланиями и предложениями. Мы рекомендуем:

а) в течение года проводить конкурсы чтецов (стихи Пушкина);

б) показать спектакли по сказкам Пушкина (драматические, кукольные, теневые.

в) в конце года подготовить итоговую выставку детских художественных работ по теме “Слушая Пушкина”;

г) провести вечер романса (для родителей);

д) если есть возможность, посмотреть видеофильм о Лицее.

Данным сценарием мы предлагаем завершить тематический цикл и желаем вашим детям как можно чаще общаться с поэзией Пушкина.

Творческих вам успехов!

Музыкально-литературная композиция по стихам и сказкам А.С. ПУШКИНА

Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Действующие лица

Ведущая — взрослые.

Кот учёный

Три девицы — дети.

Царь Салтан

“Невиданные звери”

Дядька Черномор

Зал празднично украшен. На центральной стене портрет А.С. Пушкина.

Под портретом стоит стол, на нем чернильница, перо, бумага, высокий подсвечник со свечой.

У стола вазы с букетами цветов.

Под музыку Г. Свиридова дети вбегают в зал парами.

Из кинофильма "Метель"

Г. СВИРИДОВ

Такты 1 — 4. Вступление. Дети парами вбегают в зал, держась за руки.

Такты 5 — 20. Выстраиваются в две шеренги. Мальчики опускаются на одно колено, подняв правую руку вверх, левая — на поясе.

Такты 21 — 24. Девочки, взяв мальчиков за поднятую руку, легко обегают их на носочках.

Такты 25 — 28. Девочки первой шеренги легко перебегают к мальчикам второй шеренги, девочки второй — к мальчикам первой.

Такты 29 — 32. Девочки легко, на носочках, обегают мальчиков.

Такты 33 — 36. Девочки перебегают на свои первоначальные места к мальчикам. Мальчики поднимаются с колена.

Такт 37. Соединив правые руки, мальчики и девочки делают шаг навстречу друг другу, поднимая соединенные руки вверх.

Такт 38. Шаг назад, руки опускают.

Такты 39 — 40. Мальчики и девочки меняются местами.

Такты 41 — 44. Повторяются движения тактов 37 — 40. Потом каждая пара соединяет руки “лодочкой”.

Такт 45. По ходу танца — шаг в сторону с “пружинкой”.

Такт 46. Шаг обратно — с “пружинкой”.

Такты 47 — 48. Повтор движений тактов 45 — 46.

Такты 49 — 52. Дети легко кружатся на месте, держа руки “лодочкой”.

По окончании танца мальчик ведет свою девочку на место с поклоном.

Ведущая. Дорогие ребята! Сегодня мы отмечаем знаменательную дату—200 лет со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина. Его стихи знают и любят во всем мире. И как бы предвидя свою будущую славу в веках, поэт написал такие строки:

Пушкиным восторгались и его современники:

Свои первые стихи Пушкин начал писать будучи еще ребенком. Сам он об этом вспоминает в таких строках:

Ведущая. Когда же Пушкин поступил в Царскосельский лицей, там он уже окончательно убедился, что поэзия — его единственное призвание в жизни. И теперь Лицей навсегда связан с именем Пушкина, с самыми яркими воспоминаниями о нём.

Ведущая. С раннего детства рядом с Пушкиным был удивительный человек — его няня Арина Родионовна. Всю свою жизнь поэт любил ее и вспоминал в своих стихах:

Ведущая. Свои первые колыбельные Пушкин тоже услышал от Арины Родионовны. Она открыла для маленького Пушкина красоту русской речи, ее необычайную образность, напевность. И потом всю свою жизнь поэт собирал и записывал русские песни, любил их слушать.

Дети исполняют хоровод.

НА ПУШКИНСКОМ НА ДВОРЕ

Ведушая. Но самое яркое впечатление детства — сказки Арины Родионовны. Будучи уже известным поэтом, Пушкин написал эти сказки в стихах. И через двести лет их знают и любят и взрослые, и дети в нашей стране и в других странах. Вы, ребята, наверное, тоже знаете сказки Александра Сергеевича Пушкина?

Дети перечисляют сказки.

Ведущая. А сейчас мы с вами попадём в одну из этих сказок.

В зал входит Кот учёный.

Кот открывает ширму, на которой изображен дуб со златой цепью.

Давайте все вместе вспомним начало. А я вам буду помогать.

Дети начинают читать первые строки.

Каждую строку Кот обыгрывает движениями.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ

Под эту мелодию Кот выносит скамейку.

Музыка продолжает звучать. Выходят три девочки (три девицы) в русских народных костюмах с веретёнцами в руках (на веретёнце намотана пряжа), садятся на скамейку, прядут.

Под музыку (предыдущий музыкальный фрагмент) входит царь Салтан.

Царь берёт за руку 3-ю девицу и ведёт её в центр зала.

Дети встают в хоровод, 3-я девица с ними, царь — за кругом.

ЦАРЬ ЗА ГОРОДОМ ГУЛЯЕТ

1-й куплет: царь гуляет за кругом.

2-й куплет: дети поднимают руки “воротцами”, царь входит в круг.

3-й куплет: царь гуляет в кругу.

4-й куплет: царь легко приплясывает.

5-й куплет: подходит к 3-й девице с поклоном, вводит ее в середину круга. Царь и девица с поклоном выбирают себе замену. Игра повторяется.

Дети садятся на свои места.

Выходят дети в костюмах “невиданных зверей” (можно соединить части разнообразных костюмов).

Исполняется танец “невиданных зверей" (на усмотрение музыкального руководителя; может быть использована фонограмма).

Выбегают девочки-”видения” (на головах прозрачные шарфы, закрепленные обручем, концы шарфов — в руках) и танцуют.

ТАНЕЦ ВИДЕНИЙ

В. РЕБИКОВ

Описание движений

Девочки условно разделены на 4 группы.

Цифра 1. Легко, на носочках, выбегает 1-я группа девочек, образуя линию.

Цифры 2, 3, 4. Выбегают поочередно 2-я, 3-я, 4-я группы девочек и образуют свои линии (перед 1-й). В целом образуется четыре линии в шахматном порядке.

Цифры 5, 6. Все легко кружатся на носочках.

Цифра 7. Взяв друг друга за руки, девочки в шеренгах делают шаг вперед и взмах шарфом.

Цифра 8. Шаг назад, взмах шарфом.

Цифры 9, 10. Девочки 3-й линии перебегают и останавливаются перед 4-й линией. В это же время девочки 1-й линии встают перед 2-й.

Цифра 11. Все линии делают шаг вперед, взмахивая шарфами.

Цифра 12. Шаг назад.

Цифры 13, 14. Образуют два круга.

Музыка повторяется с начала.

Цифры 1 — 4. Девочки легко бегут по кругу, руки отведены в стороны.

Цифры 5, 6. Легко кружатся.

Цифра 7. Девочки делают шаг в круг, взмахивая шарфами.

Цифра 8. Шаг из круга, взмахивая шарфами.

Цифры 9, 10. Разбегаются врассыпную, останавливаются лицом к зрителям.

Цифра 11. Шаг вперед с легким взмахом рук.

Цифра 12. Шаг назад с легким взмахом рук.

Цифры 13, 14. Убегают на места, легко кружась.

ВЫХОД ДЯДЬКИ ЧЕРНОМОРА И ВИТЯЗЕЙ

Под музыку (возможно использование фонограммы) выходят дядька Черномор и витязи.

Пройдя круг, останавливаются в середине зала.

Витязи и Черномор под музыку уходят.

Исполняется фрагмент кукольного спектакля: сцена из поэмы “Руслан и Людмила”. Используются две куклы: Руслан и карла Черномор.

Кот (за ширмой).

ПОЯВЛЕНИЕ РУСЛАНА

Руслана бьют по голове, он падает, затем встаёт (действие озвучивается шумовыми инструментами).

На палке — леска с крючком. К крючку прикреплена кукла Черномор.

К крючку прикрепляется и кукла Руслан.

Под арпеджированные аккорды карла и Руслан исчезают за ширмой. Выходит Кот.

Появляется Баба Яга под музыку П. Чайковского “Баба Яга” (можно использовать фонограмму или взять эту пьесу в “Детском альбоме”).

Баба Яга. Что, голубчики, испугались? И правильно. Я злая для плохих, а для хороших добрая. Вы хорошие дети? Тогда я вас не обижу, а поиграю.

Баба Яга скачет по кругу на одной ноге и старается коснуться ребят помелом. Кого коснётся, тот замирает на месте.

Баба Яга. Спасибо вам, голубчики. Хорошо с вами, да поспешу я по своим делам лукоморским. Прощайте, может, ещё свидимся.

Баба Яга под музыку уходит.

Исполняется общая русская пляска (на усмотрение музыкального руководителя).

Кот. Скажите-ка, ребята, а понравились ли вам мои лукоморские чудеса?

Дети отвечают.

Кот. Тогда скажите мне: из каких сказок Пушкина к вам приходили герои?

Дети отвечают.

Кот. А кто назовёт мне всех героев, которых увидел сегодня, тот получит мой лукоморский подарок.

Дети получают в подарок книгу “Сказки Пушкина”.

Кот. До свиданья, дорогие ребята. Почаще бывайте в моём Лукоморье.

Кот уходит.

Ведущая. А мы наш вечер закончим прекрасными стихами Пушкина, которые он посвятил вам, своим потомкам:

Под Вальс Свиридова дети уходят из зала.

Музыкально-литературная композиция по стихам и сказкам А.С. Пушкина

Авторы композиции —

Римма Юрьевна Киркос и Инесса Александровна Постоева

Технический редактор Т.И. Кий.

Корректор И. М. Плестакова.

ЛР № 030560 от 29.06.98. Подписано к печати 30.03.99. Формат 60x90/8. Бум. офс. Гарн. Таймс. Печ. л. 2. Уч.-изд. л. 2,5. Издательство "Композитор" (Санкт-Петербург). 190000, Санкт-Петербург, Большая Морская ул., 45.

Телефоны: (007) (812) 314-50-54, 312-04-97. Факс: (812) 311-58-11

E-mail: Svetlana@music.spb.ru

Internet: /

Комментарии к книге «Лукоморье», Римма Юрьевна Киркос

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства