Ефросинья БОНДАРЕВА
"ИНОЙ СУДЬБЫ Я НЕ ЖЕЛАЛ..."
"Чтобы выразить себя и время..."
...Так объяснял выбор главного дела жизни выдающийся деятель белорусской культуры кинорежиссер Виктор Тимофеевич Туров. А выбор этот определила, по его словам, сама судьба. Она с самого детства ввергла его в водоворот событий, впечатления от которых были столь сильны, что их нельзя было выразить иначе, как через искусство, и самое универсальное из них - кино.
Вите Турову не было еще и пяти лет (он родился 25 октября 1936 года), как началась Великая Отечественная война. Семья Туровых жила в Могилеве, отец Тимофей Антонович был партийным работником, мать Мария Исаевна - комсомольским. Когда немецкие войска приближались к Могилеву, отец занимался эвакуацией населения, а свою семью отправил в деревню к старшему брату Николаю. Уходя в партизаны, отец и семью собирался забрать с собой. Но не успел. Его арестовали и расстреляли.
Мария Исаевна с Витей и дочерью Светой вернулась в Могилев. А осенью сорок третьего года попала в облаву, и ее с детьми и другими могилевчанами вывезли в Германию. Вите было уже семь лет, и он хорошо запомнил тот семейный концлагерь в Рейнской области. Взрослые работали до изнеможения за баланду и пайку хлеба, дети тоже пытались добывать хоть какую-то пищу. В одну из таких вылазок Витя попался на глаза начальнику концлагеря и был избит до полусмерти. С того времени у него на всю жизнь остался шрам на лице и травмированная почка. И, конечно же, ненависть к фашистам.
Здесь семья Туровых находилась более двух лет - до освобождения союзниками. Затем жили в американской зоне, ожидая возможности возвратиться на родину. И, наконец, настал момент, который потом уже взрослый Виктор Туров, студент Института кинематографии, и его друг поэт и оценарист Геннадий Шпаликов назовут "Фиеста - 45", мечтая под таким названием создать фильм.
Комментарии к книге «"Иной судьбы я не желал..."», Ефросинья Леонидовна Бондарева
Всего 0 комментариев