Читать книгу «Где-то рядом», Сергей Краснобород


«Где-то рядом»

39

Описание

Опытные ювелиры знают: стоит лишь слегка изменить углы огранки — и самоцвет несказанно преображается. Причём для выявления красоты каждого — своя форма. Характер дарования Сергея Красноборода оптимален для лирики духовной. Именно этот жанр, словно линза, концентрирует философский потенциал, рассеянный абсолютно во всём его творчестве. Квинтэссенция поэзии Сергея Красноборода — стихи, наполненные духовными озарениями.

Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Где-то рядом Стихи Сергей Краснобород

Дизайнер обложки Сергей Тихов

© Сергей Краснобород, 2018

© Сергей Тихов, дизайн обложки, 2018

ISBN 978-5-4493-8307-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Наталья Иванова: В поисках неба

Где-то, среди обыденной суеты, в которой все мы погрязли, в обычном доме, в обыкновенной квартире — в общем, где-то рядом с нами живёт необыкновенный человек — Сергей Краснобород. Паранормальным является то, что время от времени ему открывается некий смысловой портал — из серых будней — в феерический мир поэзии. Будто бы материализуется, обретая объём и глубину, пейзаж с загадочным замком и благоуханными садами, что висит на стене малогабаритной квартиры, оклеенной унылыми обоями. И с нами вступает в контакт неведомо как заплутавший в лабиринтах пространства и времени странник.

Какова природа поэтического вдохновения? Что является стимулом, «спусковым крючком» творчества? Конечно, это сугубо индивидуально. Многие стихи Красноборода — рассказ о метаниях по грешной земле. («Я мог бы увлечься ею…», «Человек развалился и спит…», «Памяти Славы Емельянова», «Памяти Семёна Цедиковича», «Он дачи сторожил…», «Дожди оплакивают уходящий век…», «В подвале, ниже уровня земли…» и многие другие.)

Круговерть быта не даёт ощутить величие бытия. Вместо сакрального чтения Книги Судеб — копание в корзине с грязным бельём. Лирический герой Красноборода — из той среды, где

Этот узнаваемый типаж — наш современник, человек, живущий в городе, но статусом горожанина тяготящийся и рвущийся из заточения в тесном крупнопанельном мирке.

Значительная часть творчества Красноборода — городская лирика, но назвать его поэтом-урбанистом нельзя. Стихия современного мегаполиса чужда его творческой природе. Хитросплетения улиц и железобетонных громад воспринимаются как абсолютно чуждая, враждебная среда — как «городское насилие» над душой поэта.

За непрестанным мельканием будней автор прозревает лик Смерти, которая, примеривая разные личины, не устаёт напоминать о неизбежном конце всего сущего.

Разрабатывая одну из вечных тем, автор проявляет себя как подлинный мастер философской лирики, создавая стихи, исключительные как по глубине размышлений, так и по мощи трагического звучания.

По сути дела, здесь даже не идёт речь об эскапизме — бежать некуда. «Сердечная тоска» практически не заглушается краткими всплесками «разгула удалого». Выхода из тупика будней нет. Пытаясь найти отдушину в природе, лирический герой всё же не может полностью раствориться в созерцании неповторимого мгновения. Вечные вопросы смысла жизни и конечности земного бытия не снимаются с повестки ни при каких условиях. Проникновенные, виртуозные стихи о природе проникнуты всё той же неуёмной грустью и тревогой. Автор никогда не говорит прекрасному мгновению: «Остановись!», непрестанно ощущая себя в потоке беспощадного времени.

В стихотворении «Гроза» нет упоения благодатным августовским дождём, столь желанным после изнуряющего зноя. Дробь капель — лишь напоминание о грядущих холодах.

Поэт, по сути, не живёт «здесь и сейчас». Он весь — либо в размышлениях о прошлом, либо в предчувствии будущего. Он — ГДЕ-ТО РЯДОМ…

«Memento mori»* никогда не переходит в «carpe diem»** — вечная тема «помни о смерти» не интерпретируется как призыв радоваться жизни. «Memento mori»* никогда не переходит также в «моно но аварэ»*** — любование ускользающей красой бытия, растягивающее миг до вечности и позволяющее в нём раствориться. Это всегда повод обратить свой взор к небесам в поисках духовного.

Опытные ювелиры знают: стоит лишь слегка изменить углы огранки — и самоцвет несказанно преображается. Причём для выявления красоты каждого — своя форма. Характер дарования Сергея Красноборода, на мой взгляд, оптимален для лирики духовной. Именно этот жанр, словно линза, концентрирует философский потенциал, рассеянный АБСОЛЮТНО во всём его творчестве. Квинтэссенция поэзии Сергея Красноборода — стихи, наполненные духовными озарениями («Чудесных книг благое содержанье…», «Мой быт неприхотлив. Писательство убого…», «Я видел путь, которым не пройти…», «Не жертвы, но иной живительной услады…», «Чаша Грааля», «Исторгнуть тьму, чтобы родиться вновь…»). Душа поэта, будто трепещущий на ветру стебель вьюнка, стремится на родину — в синее небо.

Примечательно, что и феерия праздника для поэта — это, прежде всего, расцветающий в поднебесье салют, которым любуются, «прижавши лица к небесам».

«В экстазе воздержанья от суеты» лирический герой обращает взор к Священному Писанию, обретая мир в душе и познавая благодать христианской мудрости.

Лишь только «читая Книгу, вечную, как небо», поэт ощущает, что «Дневная суета становится нелепой пред благодатью чудных тех стихов…»

Магистральная линия творчества Красноборода — именно философская. Несмотря на множество «житейских» сюжетов, автор весьма далёк от бытописательства. Даже стихи о природе нельзя отнести к пейзажным — концентрация мысли всё равно переводит их в ранг философской лирики. До боли знакомые реалии — лишь исходный материал для глобальных размышлений о непреложных законах бытия… И для чудесных стихов. Их источник — наша с вами повседневность — люди, вещи и события, что имеют место здесь и сейчас… Где-то рядом…

* (Лат.) — помни о смерти.

** (Лат.) — (букв.) срывай день, призыв радоваться жизни.

*** (Япон.) — печальная красота вещей, красота с лёгким привкусом меланхолии.

АВТОРСКОЕ ОПРАВДАНИЕ

Эпоха у нас сейчас быстрая и шумливая. Поэтому любое проявление естественной самодостаточности — будь то одиноко стоящее в поле дерево или живущий на дальнем хуторе пасечник — вызывают у окружающих чаще всего вначале недоумение, а потом и раздражение с потаённым вопросом: почему? Древние греки называли людей, не участвующих в общественных процессах, идиотами. Наше неспокойное время, вдохновлённое теоретическими выкладками разномастных исследователей «человеческого материала», давно и логично перевело это определение в терминологию психиатрии. А тяга к познанию помогает и дальше дробить любое целое на множество мельчайших составных частей — чтобы удобнее было применять закон «разделяй и властвуй».

Как в навязчиво громкоголосом бедламе сохранить покой и душевное равновесие?

Иногда мне помогали это делать стихи. Может быть, для кого-то они тоже станут отдушиной…

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Я стихов не писал никогда.

И вряд ли когда напишу.

Я, на чувствах своих гадая,

жить спешу.

А слова неуклюжестью мнений

просто просятся на язык.

Я же жизнь из одних мгновений

составлять привык.

«Я похож на усталого странника…»

«Когда луна карабкается в небо…»

«Стучится античность стихами французских поэтов…»

«Любовь слепа, а жизнь безрадостная и нервна…»

«Лаская посохом дорог святые камни…»

«О чём этот сон?..»

«Упрямый чернокнижник…»

«Я, мудрый По, листаю фолиант…»

И вышли жабы, и покрыли землю Египетскую.

«Отверженный терял следы…»

«Пространства мистики разнообразны…»

«Мой быт неприхотлив…»

«Я видел путь, которым не пройти…»

И увидел во сне: вот лестница стоит на земле, а верх её касается неба.

Быт., 28—12

«Не жертвы, но иной живительной услады…»

…Жертвенник, на котором написано «неведомому Богу».

Деян. 17—23

ЧАША ГРААЛЯ

«Исторгнуть тьму, чтобы родиться вновь…»

«Приемлемая грань нечаянных поступков…»

«Усталый край, отмеченный веками…»

«О сколотах песнь забытую…»

«Нахрапом в родные просторы…»

«Кровь горделиво будоражит вены…»

Детство и юность — суета.

Экл., 11—10

«Старушка-жизнь с косой и в сапогах…»

«Мой серый брат, я за тобой иду…»

«В унылом единении с величием…»

«На колеблемых тайной задворках…»

МОНОЛОГ ЦИРКОВОЙ ПАНТЕРЫ

«Он нова сдаёт, передёрнув краплёную карту…»

«Смешон герой — мечтатель и актёр…»

Актёру Андрею Троицкому

«Я мог бы увлечься ею…»

«Человек развалился и спит…»

ПАМЯТИ СЛАВЫ ЕМЕЛЬЯНОВА

«Мужик, не узнанный художник…»

Ник. Ник. Иваровскому

«Он дачи сторожил…»

М. Сурменку

СО (ветская) ВЛАС (ть)

…характер «бабушки», которую мы к тому времени уже привыкли почтительно именовать по имени отчеству («Софья Власьевна»).

Б. Сарнов. Виктор Шкловский до пожара Рима.

«Кто не любил издалека идиллию-Россию…»

Только три или четыре дня по приезде моем на родину я чувствовал себя хорошо. Потом беспрерывные расстройства в желудке, в нервах и в голове от этой адской духоты, томительней которой нет под тропиками.

Н.В.Гоголь. Из письма к С.Т.Аксакову 12.07.1848 г.

Кто не любил издалека идиллию-Россию:

луга, матрешки, бороды, блины,

Покорность слабых, самодурство сильных,

безмолвие народа без вины.

На ус мотая мудрость потихоньку,

без подвигов, в трудах стареют мужики.

В шкафу — поллитра, на стене — иконка,

копОшатся в мозгу идей жучки.

Невзрачно поживает — без порядка,

но вольно, по укладу — русский люд.

И всё на чужеземие с оглядкой:

разумнее ли нас они живут?

Случается уехать, оторваться

от родины, от дома, от корней.

И, возвращаясь, оценить стараться

родную землю и себя на ней.

И тут тоска, дремучая, чумная,

вгоняет то в запой, а то в загул.

И безысходность души распинает,

аж примеряешь петлю на суку…

Как ни старайся, пашет по-иному

в любой упряжке смирный русский конь.

Легко любить его вдали от дома,

где не знаком ни пот его, ни вонь.

А рядом здесь плестись в одной упряжке

и лямку вечную одну на всех тянуть?

Благословен живи, кто подвиг этот тяжкий

взял на себя, и терпеливым будь!

«Дожди оплакивают уходящий век…»

«В подвале, ниже уровня земли…»

Почему я, такой нежный, должен все это видеть?

К. Бальмонт

«Трагедия усталых и напуганных…»

ПАМЯТИ СЕМЕНА ЦЕДИКОВИЧА

«У наркоснов — величие богинь…»

«Дремучий человек мне говорил „по-польски“…»

«Мне не нужно другого дела…»

Был один ссыльный, у которого любимым занятием в свободное время было считать пали.

Ф.М.Достоевский. «Записки из Мертвого дома».

М. Н. ТУХАЧЕВСКИЙ ПОСЛЕ ВАРШАВСКОЙ ОПЕРАЦИИ 1920 ГОДА

Он заперся в своём штабном вагоне и весь день никому не показывался на глаза.

Из воспоминаний бывшего генерала Г. Иссерсона

«В странном море усталый парусник…»

«Снится Карелия, край, где родился когда-то…»

«В затоках пойменных дубрав…»

«Нелюбимая моя Родина…»

«Меня maman не целовала на ночь…»

…Мама была со мной, и я весь отдался во власть ласковой ночи…

Марсель Пруст. По направлению к Свану.

«В телевизоре — старые песни…»

«О, Боже, мы обречены…»

«Потихоньку сходят с дистанции…»

«Нам не хватает войны…»

«Нас стало много, слишком много стало…»

«Мы давно не хотим быть людьми…»

«Все слова уже сказаны…»

«Из пункта А в пункт Б…»

«Падает столовая ложка…»

«В садах уже зреют яблоки…»

«Человеку грустно…»

«Полетели снежинки белые…»

«Среди растраченных иллюзий…»

«Бывает, можешь беззаботно врать…»

«В бесконечной лирике утоплю сомнения…»

КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот да веселый свист.

Сергей Есенин

«Сколько песен не спето…»

«Заклинаю виной…»

«Хотел бы тобою наполнить сны…»

«Когда у гроба моего затихнут танцы…»

В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНИЗМА

«В сумбурный век сумбурное дитя…»

«Я всё ещё мешаю жить тебе…»

«Священных тайн врата закрыты…»

«Мы останемся в мифах…»

Мы останемся в мифах… Если кто-то, конечно, оставит.

Если жил ни «по шерсти», ни «против», а так, как велела судьба.

И казалось кому-то — играешь без правильных правил.

И казалось тебе — это ты правил жизненный бал.

Помнить вечно не будут — надеяться даже не стоит.

Псом живым быть потешней, чем умершим львом…

Мифы правят умами. И сам себе каждый готовит

уникальную сказку для тех, кто пока что живой.

«Я остаюсь один, чтобы расслышать время…»

«Зачем-то храню артефакты…»

«Я увлёкся грибами…»

«С незнакомой войны я вернусь неизвестным героем…»

«Я опять возвращаюсь с войны…»

«Вот это и есть моё…»

«Культивируя бег…»

«В седой тоске измученные липы…»

«Безмолвною травой в бескрайнем русском поле…»

«Чудесных книг благое содержанье…»

«Я вечные стихи читаю верным взголядом…»

«Я вышел на подмостки… Гул не затихал…»

«Бывают дни: я коротаю время…»

«У дома моего оправлены иконы…»

«Когда останется всего лишь лечь на дно…»

«Всё будет, как есть…»

«В предутренней тиши раскаянье и память…»

«Бездействовать и ждать…»

«Я в тысячный раз обещаю себе не писать…»

«Из времени не выскочить…»

«О, мне ли не знать…»

Я — поэт. Этим и интересен…

В. Маяковский. Я сам.

«Жизнь начинается со стихов…»

«Потеряны слова… Душа не понимает…»

…А потом нерешительно спросил, не может ли он предложить молодой поэтессе ежемесячную стипендию в 200 марок на год… О стихах, которые он слушал, не было сказано ни слова…

Э. Канетти. Факел в ухе.

«Цветенье слив… Потом цветенье яблонь…»

«В четыре птицы начинают ликовать…»

«В этом году удивительно много малины…»

«Внезапно нахлынуло лето…»

В ГОРОДЕ ДОЖДЬ

«В Ганновере дождь…»

«Страшно ступить, шелохнуться, спугнуть…»

«ЗИМНЯЯ ЖУТЬ НА ПОДХОДЕ…»

«Ноябрь, холодный и пустой…»

«В декабре под окнами коты…»

«Февральский снег так некрасив и вязок…»

«Сумбур весны наивно ясен…»

«У живности любой весеннею порой…»

«Ах, милая, уже пришёл апрель…»

«Зелёный лук, редис и огурец…»

«Всё так же в преисподней…»

ПОКРАСКА ОКОННЫХ РАМ

«Мы жили по соседству…»

Гоше Гойкевичу

«Я сажусь на метлу и вздымаю костыль…»

«А вот и мы — сугубо эклектично…»

«Я строил дом нетленный и убогий…»

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Татьяна Хохлякова. Из литературного наследия Гомельщины: СЕРГЕЙ КРАСНОБОРОД (Конкурсная работа по русской литературе)

Сегодняшнее поколение, живущее в мире технологий, все меньше и меньше интересуется литературой. Духовное содержание человека все глубже уходит на второй план. Так редко слышишь от моих сверстников обсуждение прочитанной книги. Мы теряем способность рассуждать, переживать, задумываться над происходящим. Если же мы что-нибудь все-таки читаем, то это произведения классиков по школьной программе, или чаще всего критика по этим произведениям.

До недавнего времени я не задумывалась над тем, что рядом со мной, в моем городе, живет настоящий писатель и поэт. Имя этого человека — Сергей Краснобород. Его творчество многогранно и разносторонне. Оно делает духовный мир человека богаче, показывает нам окружающее с разных сторон, не останавливаясь перед линией горизонтa. Для подобных людей горизонт — не преграда. Они с легкостью перешагивают его и открывают иные пространства, всегда новые и разные. И приглашают нас, читателей, посетить эти волшебные миры.

Сергей Краснобород — поэт, писатель, журналист, редактор. С 1994 года он работает на Гомельском областном радио, ведет программы на телевидении. Пожалуй, самая известная для гомельчан его авторская передача — музыкальный «Старый альбом». Программа выходила в эфир еженедельно с 1996 по 2016 годы.

Литературное творчество С. Красноборода очень разнообразно. Причем не только по содержанию, но и по форме подачи. В литературном музее на кафедре белорусской литературы Гомельского Государственного Университета имени Ф. Скорины хранятся книги Сергея Красноборода, выпущенные в самиздате. «Слова. 1992» — это холщовый свиток со стихами, написанными масляными красками, который нужно читать, раскручивая как Тору. В музее для удобства читателей свиток укреплен на стене в развернутом виде. В Гомельской областной библиотеке им. В. И. Ленина есть его книга «Сказания эпохи синих рубашек». Иллюстрациями для стихов сборника служат собранные в одном переплете вырезки из газет, старые советские деньги, черно-белые выцветающие фотографии, игральные карты, натуральные вымпелы и т. п. «живые» свидетели истории. В другом сборнике страницы разрезаны и переплетены так, что открывать каждую главу можно только в определенной последовательности, а иллюстрациями служат черно-белые графические женские образы. Рукотворный тираж из десяти книг отпечатанных на машинке прозаических «Опусов» цветными карандашами «оформлял» в пятилетнем возрасте Антон Краснобород — сын поэта. Каждый экземпляр — именной, а список обладателей размещен на последней странице каждой книги. Подобных самиздатовских книг, которые практически невозможно тиражировать, у автора около десятка.

Начав читать стихи С. Красноборода, хочется вернуться назад, вновь перечитать строчку или две, чтобы для тебя полностью раскрылась мысль поэта, его чувства. Привыкнув выражать свои мысли, чувства и желания фразами из телесериалов, сегодняшняя молодежь нуждается в художественной речи.

Стихи о не сложившейся, но и не ушедшей любви звучат как грустная музыка. Кажется, за каждой строчкой здесь — непередаваемая боль и плач души.

Стихи заставляют смотреть на мир другими глазами, выражать свои чувства другими словами, улавливать оттенки сказанных слов и совершенных поступков. Стихи учат размышлять. Язык поэзии доносит до нас все достоинства человеческой мысли, заставляет плакать и смеяться, грустить и радоваться, восхищаться и разочаровываться.

Стихи Сергея Красноборода о природе совершенно противоположные. Иногда они мрачно-усталые, навевающие какую-то серую тоску:

Иногда — светлые и как будто хрустальные:

Здесь атмосфера осеннего леса передана настолько живо, что, кажется, ты сам только что там побывал и «выпил успокоенья таблетки».

В стихах С. Красноборода, всегда можно найти слова, которые соответствуют твоему настроению. Либо, наоборот, прочитав что-то из сборника, чувствуешь, что настроение меняется и звучит в унисон прочитанным стихам. В этом, по-моему, сила настоящей поэзии. Думаю, что читая стихи С. Красноборода, вы непременно ощутите эту силу на себе.

В большинстве своем его стихи несут философское содержание. По этим строчкам нельзя слегка пробежаться взглядом и тут же уловить смысл. Их надо читать, вдумываться, размышлять. В них каждое слово — это непосредственно звено в непрерывной цепочке:

Обратите внимание, как удается автору заметить и сопоставить на первый взгляд обыкновенные вещи: «Слиты в берегах вода и камень». Судя по этому выражению можно понять, как далеко в суть вещей и явлений пытается заглянуть автор, какие сравнения, еще с более глубоким смыслом, он подбирает: «Память перепутана в судьбе».

В стихах Сергея Красноборода постоянно прослеживается тема человека на этой земле. Автору интересно, для чего существует человек, какова его роль и миссия на этой земле, что оставит он после себя, кому и зачем. Автор задумывается над этим вопросом на своем примере. Он сравнивает себя с усталым странником, а окружающий его мир со старым, пустынным замком, где все вокруг спят. Никто не хочет понять поэта, выслушать его.

Есть у Сергея Красноборода и нерифмованные стихи, верлибры, написанные специально без знаков препинания. И в них — глубокий, непонятный сразу философский смысл.

(из книги «Стихотворения», 2000 г.)

На мой взгляд, в этом верлибре автор хочет сказать, что каждый из нас уникален, неповторим и именно этим ценен. В уникальности — сила каждого из нас и всех вместе. По мере того, как мы стремимся стать «как все», исчезает наша индивидуальность, а значит, уменьшается наша сила.

«Поэзия — прежде всего, выраженное состояние «здесь и сейчас», — пишет автор в предисловии к своей книге «КСЕнии». (Ср.: «КСЕнии» — Краснобород Сергей Евгеньевич.) Ксении — это короткие стихотворения в форме эпиграмм и афоризмов.

(из книги «КСЕнии», 2014 г.)

Над философским смыслом этих лаконичных строк можно размышлять часами.

«Каждый человек сам для себя совсем не такой, каким его видят окружающие» — пишет Сергей Краснобород в своей автобиографии. Но его стихи помогают нам понять себя и попытаться ответить на вопросы, которые каждый хоть раз задавал себе: «Какой я? Зачем я здесь в этом мире?»

(из книги «КСЕнии», 2014 г.)

Хочется надеяться, что число читателей Сергея Красноборода будет расти. И может быть, когда-нибудь у многих дома среди других книг будут книги и этого автора. Или, отвечая веяниям времени, многие пользователи персонального компьютера на рабочем столе монитора разместят ярлык сайта электронной библиотеки, чтобы время от времени окунаться в уникальный мир поэзии Сергея Красноборода — улыбаться, читая «Опусы» или размышлять над верлибрами «КСЕний».

Татьяна Хохлякова,

учащаяся 9 «В» класса гимназии №71 г. Гомеля

ПРО АВТОРА

Краснобород Сергей Евгеньевич

Журналист, литератор, редактор.

Родился в 1964 году в Карелии

Закончил филологический факультет Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины.

С 1982 года статьи, стихи, рассказы на русском и белорусском языках печатались в коллективных литературных сборниках, журналах «Першацвет», «Дзеяслоў», газетах «Лiтаратура i мастацтва», «Пикник», «Ярмарка» и др.

Вначале 1990-х играл на сцене Гомельского областного драматического театра.

В 1993 стал лауреатом конкурса бардовской песни «Зеленый гран-при» в Гродно.

С 1996 года создавал авторские программы на телеканалах «Лад» (Беларусь), «Беларусь 4», в эфире радио «Гомель ФМ», «Гомель Плюс».

С 1999 года — член Союза журналистов Беларуси.

Автор книг «Стихотворения» («Полеспечать», Гомель, 2000), «КСЕнии» («AGC», Монреаль, 2014). Книги, выпущенные в 1990-х годах в самиздате, находятся в Музее редкой книги при ГГУ им. Ф. Скорины, Гомельской областной библиотеке им. В. И. Ленина.

ДРУГИЕ КНИГИ АВТОРА

ССЫЛКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

Книги автора:

на ЛитРес: -krasnoborod/

на РИДЕРО: =%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4+%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9

Аудиокниги в исполнении автора:

Видео-канал автора:

-lo395RcpzVZF51Q?view_as=subscriber

Страница на Facebook:

Страница ВКонтакте:

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «БАРБАРОССА»

Комментарии к книге «Где-то рядом», Сергей Краснобород

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства