О понятии иронии (fb2) - О понятии иронии [calibre 2.81.0] 122K (книга удалена из библиотеки) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Серен Кьеркегор
Annotation
С. Кьеркегор
О понятии иронии
Законность иронии с точки зрения мировой истории. Ирония Сократа
В приведенном выше распространенном определении иронии как бесконечной абсолютной отрицательности уже достаточно сказано о том, что ирония направлена не против отдельного феномена, отдель-ного существования, но что все сущее становится чуждым иронично-му субъекту, а он становится чуждым всему сущему, и как действи-тельность утрачивает для него свою законность, так и он в некото-рой степени становится недействительным. Слово "действитель-ность" употреблено здесь прежде всего в значении "исторической действительности", т. е. действительности, существующей в опреде-ленное время и при определенных обстоятельствах. Это слово может употребляться и в метафизическом смысле, как например, когда речь идет о метафизической проблеме отношения идеи к действительнос-ти, но не к той или иной действительности, а к конкретизации идеи, которая является ее действительностью; слово "действительность" может употребляться также по отношению к исторически осущест-вленной идее. Эта последняя разновидность действительности меня-ется со временем. Это не означает, что вся совокупность существова-нии, составляющих историческую действительность, не имеет вечно объединяющей ее связи, но у каждого поколения, отделенного от других временем и пространством, своя, данная ему действитель-ность. Мировой Дух во всех своих проявлениях остается самим со-бой, чего нельзя сказать о поколении, существующем в определенном времени, и о существующих в определенном времени отдельных ин-дивидах. Им дана некая определенная действительность, и не в их власти отказаться от нее; ход мирового развития ведет за собой того, кто сам этого желает, и насильно увлекает за собой того, кто этому противится. Идея сама по себе конкретна, и поэтому она постоянно стремится стать тем, что она есть, т. е. стать конкретной. Такой она может стать только через поколение и отдельных индивидов. Здесь проявляется то противоречие, через которое осуществляет-ся развитие мира. Данная поколению и составляющим его индивидам действительность законна для них, но для того, чтобы развитие не остановилось, эта действительность должна вытесняться другой, и это также должно происходить через поколение и в поколении и со-ставляющих его индивидах. Данной современникам реформации дей-ствительностью был католицизм, но вместе с тем он был и той действительностью, которая как таковая не обладала для них закон-ностью. Так происходит столкновение одной действительности с дру-гой, и в этом столкновении заключен глубокий трагизм мировой истор
Комментарии к книге «О понятии иронии», Серен Кьеркегор
Всего 0 комментариев