круга виртуозной религиозности данное учение в его по следовательности сохранялось недолго. Именно потому, что оно (в отличие от веры в иррациональное могущестио «судьбы») требует признания провиденциального, следо вательно, так или иначе рационального предопределения тех, кто не избран, не только к гибели, но и к сфере зл;1, и вместе с тем требует применения к ним наказания, то есть этической категории. .
О значении веры в предопределение речь идет в пер вой работе этого сборника. Дуализм зороастризма мы рассматриваем ниже, причем кратко, поскольку число его адептов невелико. Его можно было бы здесь вообще опустить, если бы влияние персидского учения о страшном суде, демонах и ангелах на поздний иудаизм но имело столь большого исторического значения.
Третьей выдающейся теодицеей, выдающейся как по своей последовательности, так и по чрезвычайно "важному метафизическому пониманию, была религиозность индийских интеллектуалов, соединившая виртуозность спасения собственными силами с универсальной доступностью, самое строгое неприятие мира с органической социальной этикой, созерцание как высший путь к спасению с мирской этикой призвания.
ПРИМЕЧАНИЯ
' На которую с полным правом неоднократно настойчиво указывал Трельч.
2 Наиболее, последовательно теоретически проведено в «Бхагавадгите».
3 Или непреднамеренным следствием оргиастического возбуждения. Основание в России секты скопцов (кастратов) было связано со стремлением избежать этого рассматриваемого как греховное следствия оргиастических плясок (радений) хлыстов.
4 В частности, в «Войне и мире». Впрочем, известные идеи Ницше о «воле к власти» на деле полностью совпадают с этим, несмотря и именно вследствие очевидного обратного ценностного знака. Позиция религии спасения вполне отчетливо определена у Ашвагхоши
Комментарии к книге «Социология. Часть 1», Макс Вебер
Всего 0 комментариев