ЯЦЕК ДУКАЙ
ПРИЯТЕЛЬ ПРАВДЫ
ДИАЛОГ ИДЕЙ
WydawnictwoLiterackie, Краков 2015
Перевод: Марченко Владимир Борисович, 2020
Этот человек был врагом евреев, антисемитом, и принципиально и из спортивного интереса он исповедовал избранные им взгляды с каким-то веселым исступлением, это отрицание являлось гордостью и содержанием его жизни. Когда-то он был коммерсантом, теперь он уже не был им, он был ничем, но ненавистником евреев остался.
Теодор поднял голову над книгой, когда состав остановился на станции метро Вержбно и в вагон ввалился вонючий клошар в громадной футболке с Че Геварой, Осамой бен Ладеном и Анджеем Леппером[1]. THEY LIVE! Леппер был весь красный от засохшего кетчупа.
Как можно скорее Теодор опустил глаза, делая вид, будто бы бездомного не заметил.
У Видемана был уклончивый подстерегающий взгляд. Возникало буквально такое впечатление, как будто перед самым его носом висит его «пунктик», Видеман злобно на него косится и из-за него ничего не видит. Владеющая им навязчивая идея постепенно довела его до какого-то зудящего недоверия, до маниакальной жажды преследовать, и как только ему казалось, будто подле него таится или прячется под личиной что-то нечистое, он сейчас же выволакивал это на свет и поносил. Где только мог, он язвил, порочил, злопыхательствовал. Словом, единственным содержанием его жизни стало клеймить всех тех, кто не обладал его единственным преимуществом.
Теодор внимательно изучал литературные описания антисемитов, его увлекала их карикатурная нереальность.
Иногда по ходу чтения он хихикал под нос. Чувством юмора он обладал. От если бы я был антисемитом, - размышлял он, - то умел бы смеяться над собой, я был бы ироничным антисемитом.
Он вышел на станции. (Клошар тоже вышел). На улице Теодор купи в киоске сигареты и пачку бумажных платков. О остановился, чтобы высморкаться, и тогда-то на него налетел тот бородатый нищий; вони никак Теодора не предупредила – нос был забит.
- Пару злотых на кусок хлеба, уважаемый, - захрипел оборванец.
Теодор как можно скорее отодвинулся от него.
- Сколько не жалко, шеф, сколько не жалко, - не отступал от него клошар.
Теодор выбросил платок, отвернулся и быстрым шагом направился к переходу.
Комментарии к книге «Приятель правды. Диалог идей», Яцек Дукай
Всего 0 комментариев