Журнал
«ГОРИЗОНТЫ ТЕХНИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
«Horyzonty Techniki dla Dzieci»
№ 1 (177) январь 1972
Автомобиль вчера, сегодня, завтра
Незаменимые помощники водителя
Уже давно прошли те времена, когда при езде в автомобиле человек был вынужден непрерывно «бороться» с машиной. И надо признаться, довольно часто побеждал громоздкий, весом в несколько тонн автомобиль, которым водитель управлял силой своих мускулов. Представьте, сколько нужно было затратить усилий, чтобы повернуть колёса огромного парового омнибуса или остановить его, пользуясь тормозом, действующим на ведущий вал.
Водители и их помощники-кочегары, в прямом смысле слова, в поте лица вращали рукоятки управления. Трудно объяснить, почему конструкторы первых автомобилей долгое время так мало уделяли внимания вопросу облегчения их вождения. Одним из пионеров в этой области был Роберт Гюрней. Непосредственное управление передней осью громоздкого омнибуса Гюрнея, построенного изобретателем в 1823 году, было не под силу не только одному водителю, но и даже — трём сильным людям. Поэтому Гюрней сконструировал дополнительную лёгкую тележку, ось управления которой при помощи дышла была соединена с передней осью омнибуса. Для поворота оси тележки не требовалось больших усилий, а тележка, в свою очередь, управляла осью омнибуса. Затем долгое время, чтобы облегчить поворот колёс, всего-навсего увеличивали радиус рулевого колеса, иногда до абсурдных размеров. Для эффективного торможения по-прежнему нужно было нажимать на педаль с силой, равной нескольким десяткам килограммов.
Паровой омнибус Гюрвея, построенный в 1823 голу, был снабжен первым в мире усилителем рулевого привода.
Лишь в 20-х годах XX века появились устройства, предназначенные для облегчения работы водителя. Начали применять сервомеханизмы — усилители тормозных приводов, сначала гидравлические, а позднее пневматические. Разрабатывались проекты усилителей рулевых приводов.
В настоящее время большинство легковых машин, а также все грузовые автомобили и автобусы оборудованы тормозной системой с сервомеханизмом. Поэтому для полного торможения автомобиля вполне достаточно слегка нажать на педаль тормоза. Созданы автомобили, которые вместо тормозной педали имеют небольшую кнопку. Чем глубже вдвигает водитель кнопку, тем эффективнее действуют тормоза.
Комментарии к книге «Горизонты техники для детей, 1972 №1», Журнал «Горизонты Техники»
Всего 0 комментариев