Читать книгу «Сравнение буддийских художественных стилей монгольских регионов», Александр Берзин

«Сравнение буддийских художественных стилей монгольских регионов»

1357

Описание

Монгольский стиль тибетской живописи следовал иконографическому канону, немного видоизменив детали фона. Типичный фон тибетских тханок – стилизованные заснеженные горы и озёра, а на монгольских чаще присутствуют холмы и луга – как в самой Монголии. Оригинал страницы: www.berzinarchives.com /web/ru/archives/study/comparison_buddhist_traditions/general/comparison_buddhist_art_mongolia.html



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Сравнение буддийских художественных стилей монгольских регионов

Александр Берзин, 1991 г.

Тханкопись и скульптура

Монгольский стиль тибетской живописи следовал иконографическому канону, немного видоизменив детали фона. Типичный фон тибетских тханок (картин-свитков, выполненных на парче) – стилизованные заснеженные горы и озёра, а на монгольских чаще присутствуют холмы и луга – как в самой Монголии. Маленькие фигуры людей на заднем плане, как правило, больше похожи на монголов, чем на тибетцев, а со временем и лица главных божеств также приобрели монгольские черты: они крупнее и округлее. Монголы также обычно используют больше теней для изображения мускулатуры, хотя иногда это можно встретить и на тибетских тханках. Буряты придерживаются монгольского стиля с некоторыми незначительными изменениями в деталях.

Первый Богдо-геген Занабазар (Дзанабадзар) – самый выдающийся монгольский скульптор. Его статуи отличаются выразительностью лиц и тел, они более широкоплечи, по сравнению с тибетскими, их позы канонические, но производят впечатление большего величия. Женские скульптуры Занабазара, например двадцать одна Тара, более чувственны, чем тибетские. Монгольская скульптура следует его стилю.

В монастыре Долонор во Внутренней Монголии и в различных тибетских монастырях Пекина существовали огромные школы тибетской живописи и скульптуры. В этих местах художниками были преимущественно китайцы. В Пекине тибетские тханки и статуи стали изготовлять серийно в начале XIX века, а в Долоноре – во второй половине XIX века. Затем они распространялись по всей Монголии и Бурятии, а также в Северном Китае и Тибете. В китайском стиле тибетской тханки преобладают более яркие, резкие краски, в отличие от приглушённых тонов тибетского стиля. Среди этих тханок значительно больше работ, написанных золотом, чем среди тибетских. Статуи китайского стиля тибетской скульптуры, например фигуры гневных защитников, как правило, более мускулисты и ассиметричны, чем тибетские. Обычно они допускали незначительные вольности, не соблюдая канонические пропорции. Часто эти статуи были намного светлее, так как для их изготовления использовались сплавы, отличные от тех, которые получали в Тибете. В то время в Монголии проживало много китайских художников, которые также повлияли на появление этого скульптурного стиля.

Храмовая архитектура

На храмовую архитектуру Монголии сильно повлияли китайский стиль и стиль тибетской провинции Амдо. Например, в Центральном Тибете не было храмов с зелёными черепичными кровлями. В некоторых монастырях, в частности в Эрден Зу, встречаются здания, выполненные в чистом тибетском стиле: с массивными, клонящимися наружу стенами, с окнами, обведёнными чёрными полосами, образующими трапецию, и рядом с ними – здания в китайском стиле, который заметно повлиял на монгольский.

Храмы и монастыри в Бурятии строились по-сибирски, преимущественно из брёвен. В Монголии и Тибете не найдено таких зданий – там строили в основном из камня или глины. Ранние бурятские храмы возводились русскими зодчими в стиле русских православных церквей. У некоторых даже был центральный купол и четыре купола поменьше в каждом из четырёх углов. В Туве отдельные храмы также были построены из брёвен, но в более простом, чем в Бурятии, квадратном стиле.

У калмыков был особый стиль архитектуры, иногда храмы строились со шпилями. Однако большинство храмов представляли собой кочевые кибитки – юрты на колёсах.

Главный монастырь Калмыкии –Хошеутовский хурул по композиции напоминал Казанский собор в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Подобно ему, большой внутренний двор калмыцкого храма окружала галерея с колоннадой в стиле собора святого Петра в Риме. Хошеутовский хурул был воздвигнут калмыцким кавалеристским офицером Тюменем в честь победы русских войск над Наполеоном в начале XIX века. Калмыцкая кавалерия помогла русским в войне против французов, и Тюмень участвовал в изгнании французов, пройдя весь путь до Парижа. В Казанском соборе хранилась икона, связанная с избавлением России от польских захватчиков двумя столетиями ранее. Перед этой иконой молились и об изгнании армии Наполеона. Поэтому Тюмень, под влиянием своих военных впечатлений, финансировал строительство калмыцкого буддийского храма в стиле Казанского собора.

Ленинградский буддийский храм Дацан, который принадлежал Тринадцатому Далай-ламе, построен в тибетском стиле с некоторыми элементами европейского, например застеклённой крышей над главным молитвенным залом.

Хотя на внешнюю отделку храмов Монголии, Бурятии, Тувы, Калмыкии и Ленинграда повлияли местные обычаи и вкусы, их внутреннее убранство и обустройство главных молитвенных залов традиционное, в тибетском стиле: ряды колонн украшены разноцветной парчой и тханками, яркие разноцветные стены – тщательно написанными фресками. У передней стены стоят расписные шкафы для текстов и статуй, в центре – огромная статуя, как правило статуя Будды, а перед ней – трон Далай-ламы. Везде, где возможно, висят тханки – всё богато и изысканно украшено.

Монахи сидят параллельными рядами лицом друг к другу, перпендикулярно фасаду храма, как в Тибете. Обертонное пение в гелугпинском стиле с использованием низких басов предполагает, что каждый человек поёт аккорд. При этом, как и в Тибете, пение сопровождается звуками длинных латунных рожков, гобоев, раковин, тарелок, колокольчиков и барабанов. Во всех буддийских регионах Центральной Азии, так же, как в Тибете, пьют очень много солёного чая с маслом.

Оглавление

  • Сравнение буддийских художественных стилей монгольских регионов
  • Тханкопись и скульптура
  • Храмовая архитектура
  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «Сравнение буддийских художественных стилей монгольских регионов», Александр Берзин

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства