Читать книгу «Сняв ненужную суперобложку...», Марина Витальевна Чиркова


«Сняв ненужную суперобложку...»

649

Описание

отсутствует

Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Сняв ненужную суперобложку... (epub) - Сняв ненужную суперобложку... 2314K (книга удалена из библиотеки) (скачать epub) - Марина Витальевна Чиркова

Марина Чиркова

Сняв ненужную суперобложку...

Шрифты предоставлены компанией «ПараТайп»

Фотограф Роман Чирков

© Марина Чиркова, 2019

© Роман Чирков, фотографии, 2019

В книгу «Сняв ненужную суперобложку…» вошли лирические стихотворения, написанные в 2015—2017 годах, и несколько более ранних.

16+

ISBN 978-5-4490-4421-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Оглавление

  • Сняв ненужную суперобложку...
  • ЕХАТЬ
  • КАРАНДАШОМ В СЕНТЯБРЕ
  • ЧЬЯ
  • В ЯНВАРЕ
  • ДИПТИХ
  • СМОРОДИНОВЫЙ ЛЕС
  • БАБЬЕ ЛЕТО
  • ПТИЦА
  • ЭТАЖИ
  • ТИЛИБОМ
  • КОНТУР
  • СЛОВАМИ
  • ЗНАТЬ
  • ПИТЬ
  • ЧИТАТЬ
  • ДОРОГА НАД
  • БЕССОННИЦА
  • ПО КРАСНОЙ НИТИ
  • ЧТО ЭТО С НАМИ
  • 40
  • ГИЗЕЛЛЕ
  • ПРОЗРАЧНЫ…
  • СКУЛЬПТОР
  • СПАТЬ
  • ТО ЛИ РОЗОВАЯ ЛЬДИНКА
  • ИЕРОГЛИФИЧЕСКИ
  • АЭРО
  • ТЕНЬ ЛИ БО И ДРУГИЕ
  • НЕБО РУШИТСЯ ВНИЗ
  • ПРИВОРОТ
  • ПУСТЫННОЕ
  • НЕРОВНОЕ
  • НОЧЬЮ
  • НАД ГЛУБИНОЙ
  • ОБ АВТОРЕ
  • ЕХАТЬ

    …в красный трамвай и ехать. разума с кулачок,

    рюха твоя, прореха, ореховый мозжечок.

    где прорасти-добраться? сто первыми сентября,

    пальчиками акаций — до стриженого тебя…

    чтобы: такие дети, всё-то игра одна!

    вот он, гляди, «секретик», таращится из окна:

    кричный, коричный город, каменный шоколад,

    улочки (злить и спорить), дворики (целовать),

    дерево — сеть и дверца, кость и живучий альт —

    солнечными младенцами сыплется на асфальт…

    клеить кленовый «носик»? а, да и так чуднО!

    чей-то случайный взрослый присматривает за мной…

    КАРАНДАШОМ В СЕНТЯБРЕ

    1

    …если лес и шелест, то вот, всклокочена,

    на виду повыставлена не по уму,

    а внутри одно, остриём, отточием

    белокоро-письменному ему:

    белокоже-лиственному пройдохе,

    сукровично-слёзному, где надрез,

    а слова — зализывать и по крохам,

    в дорогое ряженые и без…

    2

    …бездумно, нога за ногу, а верхом течёт холод,

    и гончая, подбегая, на лапы кладёт голову,

    во след, и зрачок тёмный, и мех рыжина с белым —

    она или я? точно уже не пойму первой;

    и вызубрен от заглавных, выслежен до окончаний,

    вылизан всклянь, усталый, один изо всех горчащий,

    в крови его серый порох и красный воздушный шарик,

    и зим тому… и не трогать, баюкать ещё маленького,

    и буквы нежней пальцев, и вдох, как листок, длинный.

    тихонько стеречь дальнего, брести письмецом ли, ивами…

    3

    ива сбрасывает кору и бежит в отлив.

    звёздочки ареол вместо бывших веток.

    море трогает. отполируйте до человека!

    в новой жизни, смерти, голосе, сне…

    море волнуется раз, выговаривает: иве-т-та…

    и выбирает листики, божьих коровок из пасмурной гривы,

    укладывает на голыши, подвязывает ламинарией-лентой,

    и уходит… и вот ты идёшь ко мне

    (а думал, купаться). здешняя, да? — привет?

    ЧЬЯ

    1

    …Чья жар-птица облако сахарной ваты скомкала?

    Ты… Песчинки в шлёпанце… Берег — ломтик лимонный

    на стеклянной (всклянь) каёмке ликёра… А сколько

    нас, разноцветных осколков смальты — на Мальте?

    Альт или кобальт? Плутаю пО небу пальцем,

    рисую знаки (просто — просыплю — просо) вопросов…

    Впросак, в сачок мотыльковый. Здесь есть мотыльки?

    Напротив

    дремлет фламинго на двух коктейльных соломках…

    Долгий глоток… Вплавь… Расплавь —

    не знакомы?…

    2

    П ервая — я, но потом вернёшь мне

    О стролиста заросли, ангела пёрышко,

    Ц арицу-бабочку (улетела),

    Е дкий сок океанской мели,

    Л ьдинку зрачка, южный загар,

    У зкий певчий бокал…

    Й од и ранку — правда?

    В ЯНВАРЕ

    Пойдём смотреть на реку в январе.

    На спину серого колючего дракона,

    чешуйчатого, спящего, большого,

    обваренного холодом. Затоны

    полузатёрты снежным наждаком.

    Ни голеньких на берегах, ни катерков.

    Совпавших губ обветренная кома

    застрянет долгой трещиной в ребре.

    Помпончики проворных снегирей.

    Дракон подслушает озябшие слова,

    но не откроет солнечного ока,

    не шевельнёт хвостатую метель.

    Как ты и я, он прячет летний день

    на глубине, где обморочно-кроток…

    Где крови скомканная шёлковая лента,

    где лодка тонущих от вдоха до коленных

    изломов… Хитрый. Мы глядим на острова

    и греем руки друг у друга в рукавах.

    ДИПТИХ

    1

    (сквозь белое)

    какого цвета след во след,

    на слух рассыпанное слово?..

    как снежный порох, белый свет

    и чистый лист — неизрисован.

    иди сквозь белое, пока

    январь (моргнёшь — и сразу лето):

    вся мимо пальцев, языка…

    но — кружево: полураздета

    в предчувствии и сквозняках,

    не деться, да, — и, нет, не спрячет

    себя до тёмных донных трав,

    до слёзки стёртой и горячей —

    река ли?.. в бережный камыш,

    навстречу, в плавящую медь —

    под жарким свитером зимы

    к вспотевшей коже прикипеть…

    2

    (всё, что несла тебе)

    в сухих коробочках «нельзя»,

    в зелёных «можно» колосках —

    всё, что несла тебе сказать,

    не умещается в слова.

    всё, что несла тебе шептать…

    горы кружавчатый подол,

    и лыжником — издалека,

    и голос пуст, и стебель гол.

    но как по зёрнышку — не врозь,

    а просто через зимний сад

    блестящих скальпелей насквозь

    просыплется — и под, и над,

    повадкой пальчиков слепых

    чтобы запомнили согреть —

    пока растерян на двоих

    весь белый свет и белый снег…

    СМОРОДИНОВЫЙ ЛЕС

    а солнце — сквозь смородиновый лес

    по тёмно-красным, розовым и белым

    упругим бусинам прихваченным губами,

    упрямым косточкам прикушенным легко…

    (а там по краю: ива наизнанку

    за пыльной тучей вскинута вдогонку

    и от беззвучных судорожных молний —

    которые одни и гонят ветер

    вперёд товарняков и вертолётов —

    уже знобит, метёт озон безумья…

    и бьётся телефон — живой пескарик,

    и оборвав натянутую леску

    без плеска — в тишину, во тьму как в омут,

    в расколотое зеркало как в сушь…

    о нём, о немоте… в огне, во гневе…)

    …утренним родинкам примятых летних ягод.

    нет, мы другая половина неба,

    где край листа двуручною пилою,

    зелёным леденцом и двуязычным

    блужданьем на просвет, на шёпот:

    слышишь,

    садовник знает для чего привито,

    а веткам незачем, им только дрогнуть

    и прижиматься мокрым срезом к срезу,

    и прирастать вживую, обнимая…

    плести смородиновый лес…

    прилипших мошек,

    мышей летучих с тонкими резцами,

    грызущих нежный сахар полнолунья

    и распускающих одежду у влюблённых

    до нитки, до последнего, до «кто ты?»

    БАБЬЕ ЛЕТО

    1

    в горьких вьюнах, пижмах,

    головках чертополоха

    лечь и молчать: вышит

    выше, вишнёвей вдоха,

    вырезан из ржавых

    крыш жестяных, горячих —

    кровным листом каштана…

    (шёлковая иначе,

    спряденная чужими,

    сотканная вслепую

    жилка, тропа ли в глине,

    трещины тень?..) разуюсь:

    розы густой бронзы,

    мята глухих, мягких…

    просто молчать. возле.

    ежа, репей, мятлик…

    2

    нечаянная но закрой глаза

    и весь собравшись на кромке губ

    о как ты будешь ловить меня

    и ждать во тьме чтобы вновь и вдруг

    как вздрогнешь трогая где трава

    уколы кончиков мокрый ворс

    хвоинок спутанных стрекоза

    блесной зависнет слезясь насквозь

    чешуйка рыбья не сколупнуть

    поймал русалку терпи обняв

    нежнейшей судорогою рук

    и ног впивайся а вот слова

    в которых знаю почти что груб

    и небо навзничь легко легло

    наждак загара волос овсюг

    а мне нечаянно так тепло

    3

    где ночные-чёрные волосы твои

    жёсткая неглаженная лебеда

    если потеряюсь только не прогони

    летнее ли ворохом и чехарда

    порох тёплых тропок звон семян-узелков

    пальцы разнимаю едва да едва

    шёпотом в макушку выдыхать мотыльков

    где слова не сломаны о слова

    ПТИЦА

    Ветер!.. На сотню сторон — ветер…

    Заметает пылью снежной, бережной

    лёд в глазницах вчерашних следов.

    Темна зима, и кроме — ничего, ничего…

    И только птица-синица

    день-день

    говорит тонко — будет весна, разбудит!

    Глупая птица! Холод сдует тебя.

    А она — день-день…

    Вьётся ветер, жаром несёт песок, песок…

    Красный бисер швыряет в глаза.

    Широка пустыня, глубока до дна,

    ни росинки пропащей — нигде, нигде.

    Лишь какая-то птица

    пить-пить

    повторяет — иди, вылупится родник!..

    Глупая птица! Мираж, сон высосет тебя.

    А она — пить-пить…

    А с обратной стороны сна — дождь, дождь…

    Сетью опутал, утопил цветы и цвета.

    Вода, вода: никогда, никогда…

    Но откуда-то сверху —

    упрямая птица:

    синь, синь!

    Выплывет небо, вспорхнёт небо!

    Глупая птица, мокрая серая птица…

    А она — синь, синь…

    Вода и ветер песком стирают твои следы.

    Невозможные, почти невидимые следы.

    Нет — никого — нет…

    И только глупая безумная птица,

    прыгая по веткам рёбер,

    высвистывает —

    где-нибудь, когда-нибудь…

    Когда — ни — будь.

    ЭТАЖИ

    эта жизнь.

    её этажи, витражи, виражи.

    ты л(жив)?

    вопрошают через стекло.

    плоско, гладко, бело, светло.

    отвечаю —

    лечу, я чай-

    ка, почти излечился, чай

    вот завариваю. разговариваю.

    тонет в облаке земля-

    ника.

    то не ты, то не я — плыви к ней

    в высоты висячем лесу.

    а листва далеко внизу.

    глубоко не видать. не спрыгнуть.

    птицы.

    птицы — бывшие рыбы.

    посмотри сквозь воздух: тонка

    спица глобуса и волчка.

    закру-

    жить.

    не дрожи. ножи?

    с отражениями

    дружи.

    нена-

    видишь

    себя в зеркалах.

    ок-

    нах.

    ТИЛИБОМ

    жили-были… жили-били,

    жили-пили/пели/выли

    сосны-ели, топи-мели,

    еле-еле кашу ели

    стыли-спали

    с молоком

    сели-встали

    так о ком

    небылицы?

    лица.

    были?

    рамы мыли.

    были-сплыли…

    я ли — ты ли…

    мы ли — или?..

    КОНТУР

    вымыто, стёрто. я — только контур.

    пробегая, его заполняют

    чужие собаки,

    мальчишки,

    мамашка с коляской и книжкой

    (какие блестящие спицы),

    синие птицы — голубки на бульваре,

    в наушниках парень.

    а рядом, чуть за угол —

    уголь,

    шаткая алкашня,

    смуглые грузчики

    ждут, жгущее солнце степей,

    недоумённое, сонное… эй, не пей!

    сор и асфальт.

    альт —

    это уже река —

    даль-

    ше слышится. из ушкА

    нитью упрямица тянется.

    да, вода.

    ну куда?..

    едко, как в дверь соседка,

    непрошенным лыком в строчку —

    не-видите-заперто-на-цепочку,

    придерживаю рукою — не беспокоить!..

    нет, — синее и зелёное… незабелённое…

    «ты же была русалка, жалко…

    на, вспоминай —

    месяц, май…

    и не маши — дыши…

    камыши…»

    часы протискиваются боком.

    хватит, пора.

    эхом, охрой

    зеркальце поворачивается внутрь,

    прикрывается рисунком знакомым.

    приветики, вот я и тут, —

    дОма.

    СЛОВАМИ

    1

    наив или наитие иль смехом

    и мёдом но на вкус неосторожно

    (колючий плод каштана — сердцевина

    и пульс, и ласка-хищник этот случай):

    вдохнувши раз, не выдохнуть. аиром

    или другою страстоцвет-травою

    вросло… в сибирских реках, мне сказали,

    во льду умеет рыба спать до лета.

    а я чему училась? не пойму, но

    как золушка по бусинке капЕльной,

    по кровной ягодке рябиновые бусы,

    по буковке нанизываю — имя…

    …наив или наитие иль смехом и мёдом…

    2

    Всё потому, что слово — те же губы,

    с которых оно шариком воздушным,

    с которых воробьиной че[пушинкой],

    пчелой болючей, косточкой граната…

    Всё потому, что губы — те же страны,

    а ст[раны] — это встречи, то есть у[час]ть,

    родство, какое [боль]ше чем медвежий

    косматый космос но и [мель]че крохи…

    А наши кр[ох]и — те, кто нам острее

    и нас самих, и самой близкой речи,

    но даже к ним мы не плывём немыми

    пока из губ дыханье, то есть слово…

    Вот потому… поэтому, вернее…

    ЗНАТЬ

    Я хочу знать о тебе всё.

    Зачерпнуть раньше твоих слов.

    Городов жилых и проезжих сёл

    затвердить географию набело.

    Как шуршит в кедрах глухой дождь,

    как бежит по коже капля воды…

    Называя: брат, понимать: ложь,

    но честней прочих её ходы.

    Как блестит в дебрях волос — соль,

    как красно солнце с изнанки век, —

    повторять этот язык вдоль,

    поперёк, насквозь и врасплох, в разбег…

    Как растут бережно семена,

    как шатает бешеных дрожь земли.

    Как другие пили тебя до дна!

    И о тех, которые не могли…

    Я бегу выиграть сей звук —

    древний космос полон муры, туфты! —

    но его джаз-бэнд о тебе вдруг,

    и гремит во мне потому что — ты…

    Я шепчу, и ветер ерошит ворс

    дыбом вдоль хребтины тянь-шаньских гор;

    я хочу, чтоб он и в тебя врос,

    золотой септический септаккорд, —

    чтобы ты слышал в нём ноту Si

    и в её синь пропадал, спасён

    из песков-льдин-неводов, и

    чтоб хотел знать обо мне — всё.

    ПИТЬ

    Ты ведь не знаешь, чтО там.

    С первого же глотка

    лопнут горячим потом дойные облака.

    Осы сосковых зёрен, бёдер нагар/прострел,

    голос твой станет чёрен, станет зрачок твой — бел.

    Встанешь, шагнёшь по шпалам, даль это сталь колен.

    Путь развернётся алым, зелень плеснёт из вен.

    Две поднебесных нити снижут желток и синь.

    Разве же ты — не птица? Только беги! Неси

    дробью безумных пяток, мельницей ног и рук —

    нерастворённый запах, неотражённый звук!

    Скорый по взлётке рельсов, выше-гляди-сметёт!

    Веткой срывая время, навзничь листая — всё:

    та, что ещё разлюбит, вновь первый раз с тобой…

    Станут слюдою губы и шоколадной — боль…

    Канет закат на блюдце, выплывет в бирюзе

    дом, где тебя дождутся, где одному тебе

    дальний ночник крылечка — ближе, теплее…

    НЕТ!!

    Это — ослепший встречный!.. И — оборвётся свет…

    …Чашка с отбитым краем, трещинная змея.

    Что в ней? Сама не знаю, яд или просто — я…

    ЧИТАТЬ

    …по обрезу слов — босыми подушечками безымянных,

    через абрис снов — осмелевшим кончиком языка,

    от верблюжьих колючек кириллицы до лоскутка дыхания,

    просыпая в кофе (Корфу?) пробелы — Сахару сахарного

    песка…

    …между выпуклых строчек вен, виннокрасных родинок

    двоеточий :

    сняв ненужную суперобложку, полями за склейку ресниц

    ведя —

    то ла(донно) вдоль корешка, то ли лодочкой-оморочкой, —

    но на слух тебя, и на вкус тебя, наизусть — тебя…

    ДОРОГА НАД

    Котёнок-неженка вдох и мех,

    а млечное блюдечко горячо!

    И гжель боди-арта — на самом дне

    в тебе, не дотронувшемся ещё.

    Дорога над ненасытна ввысь

    раскинув в стороны облака,

    и след самолёта широк как кисть

    во мне, не дотронувшейся пока.

    Светлы на белой ночи холста,

    зажмурясь ляжем в едину тьму,

    друг друга по родинке прочитав,

    друг друга по буковке расстегнув

    до дня, дымящегося рекой,

    кошачьей шёрсткой в карандаше,

    друг с друга выпитым молоком —

    до нас, дотронувшихся уже…

    БЕССОННИЦА

    Совы… бесовские и невесомые,

    вспомнятся: дрёмой плывёшь, но — коготь

    где-то с изнанки… Скажи мне сонное,

    то ли с английского, то ли — другого…

    Вдохом поймай, отпусти на выдохе —

    дёрнусь, но снова — ручные, ручьёвые

    волосы, полосы светлые… вылетит

    слово… моё ли, твоё или чьё оно?..

    Слово-совёнок, гнездо его — жжение,

    раж: на рожон через брайль многоточия

    буковкой м(алой) — руки продолжением,

    снежным крылом — продолжением почерка…

    ПО КРАСНОЙ НИТИ

    — Чего в такую рань? Эх ты. Легко ли

    чём свет вставать, встречать идти старухе?

    — Мне, бабушка, хотелось повидаться,

    давно не говорили мы с тобою.

    — А с дочками что не до разговоров?

    — Да выросли они, живут отдельно,

    к чему мешаться у чужого счастья,

    я лучше к вам — ведь часто собиралась.

    — Ну заходи. Дай поцалую… дылда.

    Дом-от большой наш, и обняться есть с кем.

    Мы все с тебя глаза-то не спускали,

    не ждали правда рано так, но что уж.

    — Что мама?

    — Младшая моя краса и ныне!

    Умней всех вас, всех лучше шьёт и вяжет —

    светлее снега, легче паутинки!

    Лишь тёплые ей вещи не даются.

    — А папа?

    — Нет, его ты не отыщешь.

    Напрасный труд. Твой дядя тут пытался

    свово сынка беспутного… соринка

    во ста стогах. Но суть не в них, а вот где:

    все, кто пришли — по кровной красной нити.

    А белая не выдержит натяга.

    — А как… не знаю, спрашивать…

    — У нас он. Не толкошись, врачи сказали надо,

    так им видней. А этот воздух лечит

    и хвори, и обиды.

    — Расскажи мне.

    — Обычно здесь не любят нерождённых,

    но твой весёлый. Мы назвали Ваней,

    чтоб не забылось, каковы — дары.

    Смотри-ко, вот и он. Беги, Ванюша,

    встречай скорее маму. Зачерпни ей

    пригоршню слёз, лицо умыть с дороги,

    и молока грудного — ждать и пом[нить].

    ЧТО ЭТО С НАМИ

    Макать ба(ранку) в молоко,

    легко довольствоваться малым

    и, гром заслышав далеко,

    уткнуть теплее в одеяло

    мигренью раненый висок —

    а в со(снах) капли и и(гол)ки —

    и, от(вернувшись) на восток,

    глаза закрыть и, будто с горки,

    скользнуть… скользить, в ладони, в (те)нь

    внутри(утро)бную, и глубже,

    сквозь мякиш, в млечную капель…

    А дождь — зашёптывает уши…

    …В кроватке возится дитя,

    укладываясь поудобней,

    пихаясь пятками, кряхтя…

    …А горка кажется о(гром)ной,

    всё выше, выше, выше — и

    вот-вот поймёшь из тайных знаков

    бегущую строку: они…

    …но дрёма… тьма… и гром куда-то…

    Так мы течём водой в ночи.

    Совместны, слиты, слитны, гласны

    молчаньем тысячи причин,

    нежны, нужны и ненапрасны…

    Что ж это с нами? Говорят,

    сквозь сны, как в щёлку-не-пробраться,

    слепые смотрят в райский сад,

    весь в блик(ах!) солнечного кварца.

    40

    (подражание Лорке)

    Сорок сорок хвостами метут по снегу.

    Сорок сорок рисуют углём и мелом.

    Сорок сорок ко мне прилетели в гости.

    Клюйте: зерно, ладонь до костей, и кости…

    Сорок сорок взлетят и поднимут ветер!

    Ветер сольётся с небом — одним на свете!..

    Сорок сорок взлетят многокрылой птицей.

    Я захотела в стае другой родиться.

    Сорок сорок оставят следы в тетради.

    Чёрные в белой, пре(красного) слова ради.

    ГИЗЕЛЛЕ

    1

    Сквозь твои черты

    прорастут цветы —

    розы в сто шипов, раскалённый мак.

    Дно стеклянных дней

    (говори о ней),

    об одной о ней, да не просто так:

    золотая пчёлка отыщет щель,

    проползёт бедром

    (а ужалить жаль),

    а потоп — потом,

    а тепло — теперь,

    остальное — шёлк, лепестки и май…

    2

    Гизелла танцует. Шаги будто дразнят споткнуться.

    Шипы золотые на злых каблуках этой птицы.

    Рисованой бабочки певчей, цветка перелётного.

    Гизелла нежна обожжённо, а сальса опасная длится.

    И тянутся ветви лесные к рукам её с гжельского блюдца.

    Гизелла поёт. Шёлк и перец, торнадо и краеш-

    ком — сл(ад)кая соль-не-просыпь из ресниц ошалелых!

    У клетки витой, золо(той) есть открытая дверца — Гизелла;

    Гизелла, Гизелла!.. — терзать твоё имя, пока обнимаешь…

    Глаза: оп(рок)инутый обморок, лава и лёд их…

    3

    Нечаянный этот коктейль не похож на твои,

    но он для тебя, о тебе лишь. Вот так с утра

    покажется: рядом, руку лишь протяни,

    и тянешь руку, и вздрагиваешь — вчера!

    То памятной мяты уменье всплывать, тонуть,

    кру(жить)ся чаинками, ткаться в узор ковра —

    в глазах у идущих мимо теперь не хватает чуть-чуть:

    гречишного мёда Ташкента, нью-йоркского серебра…

    …И снится: гитара — пламя, а голос — волна (война!),

    прозрачная рыбка — сердце, и пальцы — кривой коралл,

    а моря опять не выпить, а надо до дна, до дна,

    и слух уже не отнять, и век не сомкнуть, и стран-

    но вдруг смешаю в ладонях — тебе, тебе:

    три лёгких слова, слезинку хмеля, смешинку дня…

    Дотронься кубиком льда до трещинки в нижней губе

    и ты почувствуешь, как я целую тебя.

    ПРОЗРАЧНЫ…

    1

    А вот: налегке-отвлекаясь-хотя-бы —

    когда холодок или смотришь насквозь,

    я вдруг представляю что это сентябрь,

    прозрачный и утренний, тонкая кость:

    …в чуть ро[зов]ом платье, ласкающем спину,

    скользящем и с чёрною лентой-змеёй…

    Но нет — понимаю едва половину

    из буквиц-осколков в ночи надо мной,

    а сколько ещё их найти, обнимая, —

    ладонь как зрачок и зрачок как ладонь!..

    И лента по полу… а впрочем, не злая…

    (а лава внутри хр[уст]аля и не тронь)

    2

    у огня —

    острые края.

    лучше не трогай.

    иди своей дорогой.

    от воды —

    холодные следы.

    глубоко не лезь.

    по краешку, здесь.

    мутный горизонт.

    ушёл чёрный зонт.

    остались вдвоём

    костёр под дождём.

    утонем? сгорим?

    дым…

    3

    Прозрачны твои колени,

    стеклянны твои шаги.

    Тату полуденной тени.

    Зрачки полночной реки.

    И ты ещё раньше знала,

    кем стану тебе (позволь):

    и вкус моих губ был — алый,

    а цвет — карамель и соль…

    СКУЛЬПТОР

    Тяжкой дверной пружиной,

    трещиной рта в слюде.

    Жаркой иссохшей глиной

    скалы брели к воде.

    Долго — легла усталость

    облаком на откос.

    Ночь широко плескалась

    в реках твоих волос…

    Сажей лилось по жилам:

    зябкой блестеть р(осой),

    стёртым кружить винилом,

    гнутой сшивать иглой

    чудный, чужой, внезапный

    левобережный пульс,

    влажный как вдох, по капле —

    мимо, не выдав вкус…

    Снилось: ле(пить) на ощупь,

    слепо вбирать чер(ты),

    сон — значит можно проще-

    нья не хотеть, шестым

    слухом, чутьём к прорехам

    звёздных медвежьих шкур

    вспыхнуть — ножом и эхом!

    кромкою льда во рту…

    Небо горело стужей,

    кралась краями тень,

    правил резец всё глубже,

    ноготь луны задев,

    острые козьи тропы —

    в самый зенит почти…

    Мимо? И мим протопал

    тапками, отпустив

    красный закат усмешки,

    вкривь, за рельефы лиц.

    Скульптор — незряч, конечно.

    Не разжимай ресниц.

    СПАТЬ

    ребёнок внутри шевельнулся — и спать

    в своей округлившейся мягкой кроватке.

    а сердце стучит то под левой лопаткой,

    то где-то на ветках, где осы звенят…

    а сверху соседи бросают в траву

    с балкона пустые бутылки от пива, —

    вот так и живём, вот так и живу:

    бездумно, по-летнему, небережливо…

    кто скажет, что завтра? кто вспомнит вчера?

    что линия жизни двоится, не скрою!

    (бутылка опять пролетела. одна.

    упала.) а сердце — оно не моё и

    то тихо блестит, как луна сквозь листы,

    то вдруг рассыпается в ночь светляками…

    огни сигаретные рдеют и тают…

    ребёнок, не спишь ещё? жизнь — это ты-

    сячи снов…

    ТО ЛИ РОЗОВАЯ ЛЬДИНКА

    То ли розовая льдинка,

    синь и даль?

    Это солнце — погляди-ка

    в календарь! —

    Разбудило сто капелей

    ото сна.

    Оглянуться не успели —

    и весна!

    Вот и туфелька-обновка

    в самый раз.

    Золочёная подковка,

    на заказ.

    Сомневаться

    что там будет впереди?

    Приходи поцеловаться,

    приходи!

    ИЕРОГЛИФИЧЕСКИ

    Мужской иероглиф блёкнет, прочитан.

    Смысла в нём оказалось не слишком —

    не то чтобы совсем, но

    гораздо меньше, чем до-

    тронься: цветка обле-тающей вишни

    ты-

    чинкой о-кажешься лишней,

    хрен васаби — острая зе-

    лень,

    уст-

    алость,

    скользят ко-лени,

    лень вн-утренняя…

    гадаю: ког-да… тяжело лом-аю

    об иероглиф язык, тво-я

    Я-

    пони-я…

    Ма(лень)ких лошадей края,

    кра(сны)х коньков крыш…

    ч-шшшш…

    АЭРО

    …тенью скользя-задевая спящие города

    движется самолёт медлительно как всегда

    мошкой ползёт упрямой к рассвету да-

    льние уносит страны в глазах вода

    с неба а в коже жар задержался там-

    тaмы крови в далёком где-то ещё но сам-

    о!лёт возвращается и крыла-

    ты и я и новая жизнь легла

    завтрашняя на огни на земные ран-

    ние и утро сквозь тучи краснеет нам

    ли про него грустить-то летит когда

    тенью скользя-задевая спящие города…

    ТЕНЬ ЛИ БО И ДРУГИЕ

    …слу-

    чайны розы-

    грыши, в небе чай-

    ка, сто видов чая-

    ний в огне печа-

    ли…

    а жизнь пре-

    дательская штука еже-

    ли ты в китае я же на-

    ивна хуже не-

    жных и страшных по-

    вестей безумного по-

    эта судьба иных стран-

    ней но чудится кар-

    еты а может тыквы скрип-

    ка и дрожит конь-

    ячно… выпей луну ли-

    бо тотчас сойди с у-

    дачной тропинки в к-

    рай куда пе-

    ром раж-птицы вольной ле-

    тишь словами лья-

    сь вот так легко ли бо-

    льно…

    НЕБО РУШИТСЯ ВНИЗ

    …небо рушится вниз, разламываясь на ты-

    сячи хлебных крошек, на шаткую тишину,

    на собачьи следы, так похожие на цветы,

    на цветное пятнышко крови и шерсти клочок, на губ-

    чатый наст-

    упав-

    ший медлен(но) белым обнявший час-

    то бестолковый город, ок(нами) вылу(пленными) полн-

    очи ждать не хочет небо, касаясь нас-

    пех,

    касаясь нас-

    мех,

    касаясь нас-

    мерть —

    ле(тучи)м шёл-

    ком…

    и вот малыш катает снежки и ему всё равно,

    что за буквы, сплошные «же», и зачем с высоты,

    и тебе — «не попал!» — невесомо и белым-бело…

    это небо как мы: потихоньку, на ушко, на ты…

    ПРИВОРОТ

    Помани меня пальчиком-пальчиком — тАк хочу —

    золотым ноготком удачи блесни, черкни!

    Зацепился крючок в глубине, чешуя причуд

    через сумрак вспыхнула лезвием… Край земли? —

    Острой кромки льда, за которой — пропал, пропал!

    Оступился в чёрное, — тонкое серебро

    проломив коньками… а речка (не речь — река!) —

    не поняв, всё бормочет страстное-не-о-том.

    Озорна, жестока, веди ворожбы резец

    коготком приманчивым, нежным, злым огоньком.

    Или это я тебя, стёклышко-леденец,

    прижимаю к нёбу танцующим языком?

    ПУСТЫННОЕ

    …и вся её смуглая скорлупа,

    горячая спальня вьюг,

    в секущихся шорохах трав, упав,

    увидишь — прозрачна вглубь

    песка:

    на тысячу злых шагов,

    до косточки мышьей, до

    ручья, оброненного далеко,

    монетой в пустое дно.

    и ты, то дёргаясь, то ложась

    в бессонницу, букв крупу

    ссыпая, голый язык зажав

    зубами, несёшь во рту

    пустыню:

    колкую эту шерсть,

    окрошку углов, узлов,

    и тоже навстречу, как перст, как есть,

    прозрачен на тысячу слов…

    НЕРОВНОЕ

    человек человеку — почерк, две горсти букв,

    мятный зелен лист письмеца и красная в нём строка.

    азиатский шёлк подмышек, иероглиф губ,

    гладкий воск обмана, клинопись-не-вникай.

    человек другому — имя на запах, след

    языка по нежным ямкам, меж пальцев рук:

    белый волк по брюхо в снег заметён, слеп,

    и позёмка стирает тропы… в полях, вокруг…

    человек человеку азбука, ноты, счёт,

    голый провод, палёная шерсть, потом-поймёшь-ерунда;

    чёрный лось заходит в реку, небо пьёт,

    поднимает голову… капает розовая вода…

    человек между прочих — прочерк, пустой пробел.

    не прошепчешь другим, что боялся вслух для неё.

    белый волк темно оборачивается к тебе.

    чёрный лось забредает в облако и плывёт.

    НОЧЬЮ

    1

    дай мне, дай мне сказать… ты же тоже из слов,

    не из взятых назад — из коленных углов,

    тёплой ямки пупка, паль-чи-ков-на-вос-ток,

    за границу загара, ты тоже — песок:

    против шерсти взъерошен, просвечен до косточки

    предпоследней — колючей, непарной — не просто так:

    позвоночный язык, и не спрячешься за

    щёку… ближе сказать — это больше сказать…

    2

    молчи,

    но пьяной ночью — пьяной, волчьей,

    приснись мне зло,

    чтобы стекло толчёное

    хрустело на зубах,

    кормило солью

    (скрипело ломаное) —

    резкой, крупной, красной…

    нечаянно?

    нет — в пот ошпариваясь,

    небритою декабрьской щетиной

    по голым розовым бутонам,

    морским песком меж коцанных коленных чашек

    сжимало нас до полного,

    до щастья,

    до кожуры, веснушки до единой —

    твоё молчание…

    НАД ГЛУБИНОЙ

    …так и плывём над глубиной,

    как щепки, белые на чёрный

    ночной гудрон: уже без счёта,

    без тонкой кожуры, больной

    (черешно-шелковичной-наспех)

    о том, насколько мы напрасны

    с тобой…

    не так: во снах, когда друг друга,

    как из ручья, берём на руки,

    на тяжесть бёдер, губ припой,

    на слово — скрипкие качели

    над лебедой —

    «усни-поспи-приснись…» простой

    язык. но здесь о языке ли?..

    ОБ АВТОРЕ

    Марина Чиркова умеет видеть жесты природы и делать их жестами поэтическими. Природа «дикая» живет в ее стихах как нечто стихийное, неисчисляемое — охапками, копнами, грудами, буреломными зарослями, смородиновыми кущами, травными гнездами-колтунами, в которых всё перепутано и взаимопронизано, «выдохнуто» одно в другое, но при этом — «слова не сломаны о слова». Природа «очеловеченная», городская, присутствует в стихах Марины более сдержанно, компактно, не выплёскиваясь смыслово и интонационно за некие заданные автором контуры. Марина Чиркова, безусловно, относится к тем поэтам, которые скорее ворожат, нежели конструируют. И ворожит она — на звук, по аналогии с тем, как можно ворожить на воду, на огонь, на другие «подручные материалы» в магии.

    Петра Калугина

    О вечный гендер! О ручьёвые волосы! Вот неоспоримое доказательство того, что, говоря по-простому, женский дискурс являет собой другой конструкт и другую парадигму, нежели мужской.

    Татьяна Комиссарова

    Мне очень нравится этот автор: он остроумен, остроязык и невероятно обаятелен, непредсказуем и вполне узнаваем, убедителен, в высшей степени женственен и что называется «палец в рот не клади».

    Марианна Боровкова

    Это стихи. Из тех, что я называю подлинными.

    Наиль Мелиханов

    Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Сняв ненужную суперобложку...», Марина Витальевна Чиркова

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства