Читать книгу «Мы в профессии играем», Олеся Емельянова


«Мы в профессии играем»

2

Описание

Сценарии для постановки в домашнем кукольном театре

Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Олеся Емельянова

Мы в профессии играем

Сценарии для постановки в домашнем кукольном театре

В этой коробке вы найдете три веселых сценария разной степени сложности и продолжительности. Спектакли в занимательной игровой форме познакомят малышей с такими важными и интересными профессиями как повар, врач, милиционер, пожарный, портной, парикмахер, программист, фермер, архитектор, балерина и строитель. Дети узнают, какую пользу люди этих профессий приносят людям, в чем состоит их работа и какими орудиями труда они пользуются.

1.1. Мы в профессии играем

Это спектакль-игра, в котором участниками являются не только актеры, но и зрители. Им предстоит по ходу спектакля отгадывать веселые загадки. Поскольку никогда нельзя точно предугадать реакцию малышей (они могут отвечать дружно и с охотой, а могут не знать или стесняться отвечать даже на простой вопрос), для того чтобы спектакль не сорвался, нужно для страховки «подсадить» к зрителям «всезнающего» голосистого малыша, поручив ему говорить, только если никто из зрителей не ответил. Для большей естественности таких «подсадных уток» можно сделать две - их дружные или поочередные подсказки разогреют зал. Но если актеров слишком мало, то на все вопросы, которые поставили в тупик зрителей, может ответить ведущий. Сама пьеса состоит из отдельных сценок-явлений, и сценарий написан так, чтобы вы сами могли устанавливать их последовательность и количество героев в вашем спектакле.

Главные действующие лица:

Ведущий (живой актер)

Парикмахер

Милиционер

Программист

Вступление.

Сцена пуста. Кулисами является раздвинутый занавес. Из-за ширмы выходит Ведущий и звенит колокольчиком.

Ведущий делает паузу и снова звонит в колокольчик.

Ведущий делает паузу и снова звонит.

Ведущий делает взмах обеими руками, приглашая зрителей к участию.

Явление Первое. Пожарный.

Ведущий подает зрителям условный знак.

Из-за кулис выходит Пожарный.

Из-под ширмы на сцене появляется Огонёк и начинает скакать.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Зажигалка!

На сцене появляются кусты, деревья и дом. Огонёк набрасывается сначала на кусты, затем на деревья. Он съедает их одно за другим, становясь все больше и больше.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Огонёк запрыгивает на дом и начинает прыгать по крыше и выглядывать в разные окошки.

Ведущий (в ужасе)

Ведущий подает условный знак зрителям.

Ведущий берет телефон, снимает трубку и набирает номер.

Раздается звонок телефона. Пожарный снимает трубку.

Ведущий (в панике)

Пожарный и Ведущий кладут трубку.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Раздается бибиканье, и на сцене появляется пожарная машина. Пожарный садится в кабину и вдет. На середине сцены перед ним появляется легковая машина. Пожарная машина тормозит.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Раздается звук сирены. Легковая машина исчезает. Пожарный на своей машине подъезжает к горящему дому. По дому прыгают уже несколько огоньков. Один из Огоньков набрасывается на пожарного, но тут же отскакивает обратно.

Огонёк (обиженно)

Ведущий подает условный знак зрителям.

Теплозащитный!

Еще несколько огоньков наскакивают на Пожарного, но ни с чем убегают обратно в дом. Пожарный достает из-под ширмы крышку люка -открывает его, бросает туда один конец рукава и тянет второй конец к дому.

У пожарного от ствола до вертикальной тонкой проволочки, прячущейся за домом, натянута тонкая голубая ленточка. Актер шевелит проволочку, и лента извивается как струя воды, перемещаясь по стене дома, не достигая крыши. Огоньки, попавшие под ленточку, с шипением падают и исчезают.

Остальные огоньки забираются на крышу, прыгают там и дразнятся. Струя до них не дотягивается.

Пожарный (смеясь)

Пожарный поднимает закрепленную на машине лестницу, забирается на нее и начинает тушить огоньки.

Остается только один - самый ловкий. Он спрыгивает с дома и бежит мимо пожарного в другую сторону.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Огнетушитель!

Пожарный достает огнетушитель и гонится за маленьким огоньком.

Пожарный гоняется за Огоньком и «шипит» на него огнетушителем.

Огонёк (умоляюще)

На сцене появляется плита, Огонёк заскакивает на нее и горит. Пожарный ставит на конфорку чайник.

Звонит телефон. Пожарный берет трубку.

Ведущий подает условный знак зрителям.

До свиданья!

Пожарный садится на машину и под звук сирены уезжает за кулисы. Дом, плита с Огоньком и телефон исчезают. Ведущий и зрители аплодируют.

Явление Второе. Парикмахер.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Парикмахер!

На сцену выходит Парикмахер.

Парикмахер

Из-за кулисы выходит всклокоченное, страшноватое и очень лохматое существо грязного цвета.

Парикмахер

Парикмахер достает из-за ширмы большую расческу.

Чудо-юдо (испугано)

Парикмахер

Ведущий подает условный знак зрителям.

Парикмахер расчесывает Чудо-юдо.

Парикмахер

Парикмахер

Ведущий подает условный знак зрителям.

Парикмахер достает флакон и со всех сторон «намыливает» Чудо-юдо.

Парикмахер

Ведущий подает условный знак зрителям.

Парикмахер достает фен и с жужжанием направляет его на Чудо-юдо. Затем убирает фен и снова достает расческу.

Парикмахер

Парикмахер убирает расческу, достает ножницы и начинает ими щелкать.

Парикмахер

Парикмахер убирает ножницы, достает раскрашенный во все цвета радуги баллончик и начинает «пшикать» из него на Чудо-юдо.

Парикмахер

Лохматое Чудо-юдо исчезает, а на его месте появляется симпатичный веселый монстрёнок с множеством разноцветных косичек. Парикмахер достает зеркало и держит перед клиентом.

Парикмахер

Чудо убегает.

Парикмахер

Ведущий (в замешательстве)

Парикмахер

Парикмахер достает картинки со смешными прическами, показывает зрителям, а потом отдает Ведущему, который изучает их с пристальным вниманием.

Парикмахер

Парикмахер

Парикмахер

Парикмахер

Ведущий подходит к ширме. Парикмахер лохматит его расческой.

Парикмахер

Парикмахер дает Ведущему зеркало.

Парикмахер

Парикмахер

Парикмахер кланяется. Ведущий и зрители аплодируют. Парикмахер уходит.

Явление Третье. Программист.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Программиста!

На сцене появляется Программист.

Программист

Ведущий подает условный знак зрителям.

Компьютер!

Перед Программистом на сцене появляется системный блок.

Программист

Ведущий подает условный знак зрителям.

Программист

Ведущий подает условный знак зрителям.

Монитором!

Рядом с системным блоком появляется монитор.

Программист

Ведущий подает условный знак зрителям.

Клавиатура!

На сцене появляется клавиатура. Программист начинает быстро и громко стучать по клавишам.

Программист

Ведущий подает условный знак зрителям.

На сцене появляется большой Робот с красной кнопкой на груди. Программист начинает печатать на клавиатуре. Робот озвучивает команды и выполняет их.

(монотонно-отрывистым голосом)

Робот поворачивается лицом к зрителям.

Программист печатает. Робот не спеша двигается, как будто танцует.

Далее Программист все время печатает, а робот выполняет.

Программист

Программист

Программист

Робот достает пылесос и с жужжанием ведет им по краю сцены.

Программист

Робот (зрителям)

Программист

Программист

Ведущий подает условный знак зрителям.

Программу!

Программист печатает.

Программист

Робот жужжит, сканируя зрительный зал, а затем выдвигает из корпуса длинные руки и начинает щупать Программиста.

Программист

Робот щекочет Программиста руками подмышками. Тот хихикает.

Робот становится выше и начинает гоняться за Программистом, норовя стукнуть его по голове.

Наконец, Робот настигает Программиста. Тот падает.

Программист

У робота появляется здоровенная лазерная пушка.

Робот отдает приказы, а Программист их выполняет.

Программист берется за гирю и волоком тащит ее по сцене.

Программист (со вздохом)

Программист бросает гирю.

Программист (жалобно)

Робот (зрителям)

Робот направляет лазер на Ведущего. Ведущий поднимает руки.

Ведущий (Программисту)

Программист

Робот направляет лазер на Программиста, а потом на зал.

Программист (насмешливо)

Робот нажимает на кнопку на своем животе.

Программист

Ведущий подает условный знак зрителям.

Отключенье!

Робот падает на ширму лицом вниз.

Программист

Ведущий подает условный знак зрителям.

Программиста!

Программист садиться за клавиатуру и начинает печатать.

Программист

Робот поднимается и машет правой рукой зрителям.

Программист уходит со сцены. Робот за ним. Компьютер исчезает. Ведущий и зрители аплодируют.

Явление Четвертое. Милиционер.

Ведущий подает условный знак зрителям.

С милиционером!

На сцене появляется Милиционер.

Милиционер

Милиционер отдает честь зрителям.

Милиционер

Ведущий подает условный знак зрителям.

Хулиганам!

Милиционер

На сцене появляется клетка с огромным замком и Преступником внутри (любая кукла набора с черным чулком на голове).

Преступник

(противно-жалостливо)

Милиционер

Тюрьма исчезает. Преступник оказывается на свободе.

Преступник (вызывающе)

Преступник достает большой страшный нож.

Преступник (Ведущему)

Преступник размахивает ножом. Ведущий, дрожа, достает из кармана кошелек и носовой платок.

Преступник

Ведущий со вздохом облегчения кладет вещи обратно в карман.

Преступник

Ведущий (растеряно)

Преступник

Ведущий достает из кармана вещи по одной и протягивает Преступнику.

Преступник

Преступник

Преступник

Преступник

Преступник вместе с добычей исчезает за левой кулисой. Ведущий хватается за телефон.

Милиционер

Ведущий набирает номер.

У Милиционера звонит телефон. Он берет трубку.

Ведущий (взволнованно)

Милиционер

Милиционер

Милиционер кладет трубку и подходит к Ведущему.

Ведущий (радостно)

Милиционер

Ведущий подает условный знак зрителям.

Милиционер

Ведущий подает условный знак зрителям.

Удостоверенье!

Милиционер показывает зрителям удостоверение и протягивает его Ведущему. Ведущий его рассматривает.

Ведущий возвращает милиционеру удостоверение.

Милиционер

Милиционер

Ведущий подает условный знак зрителям.

Протоколе!

Милиционер достает лист бумаги, водит по ней ручкой.

Милиционер

Ведущий подает условный знак зрителям.

Фоторобот!

На сцене появляется зверское картонное лицо преступника. Милиционер начинает подставлять детали - смешные носы, рты, глаза и прически.

Милиционер

Милиционер

В конце концов, получается лицо в чулке.

Милиционер

Милиционер показывает фоторобот преступника зрителям.

Милиционер

Из-за кулисы высовывается Преступник с ножом.

Преступник

Милиционер

Преступник (развязно)

Преступник пытается убежать, Милиционер достает огромный пистолет и делает предупредительный выстрел в воздух.

Милиционер

Ведущий подает условный знак зрителям.

Пистолета!

Преступник бросает нож и поднимает руки вверх.

Милиционер

Милиционер обыскивает Преступника, достает платок с кошельком и отдает их Ведущему.

Милиционер (Ведущему)

Преступник внезапно разворачивается и вырывает у Милиционера пистолет и берет на прицел попеременно то Милиционера, то Ведущего.

Преступник

Преступник забирает кошелёк и платок обратно.

Преступник (Ведущему)

На Преступника сверху падает пуля. Преступник опрокидывается на ширму. Милиционер забирает у него пистолет.

Милиционер

Милиционер поднимает и показывает зрителям здоровенную пулю.

Милиционер

Милиционер возвращает вещи Ведущему и толкает Преступника пистолетом в спину.

Милиционер

Преступник приподнимается.

Преступник (жалобно)

Милиционер

Из-под ширмы поднимается решетка, и Преступник оказывается в тюрьме.

Милиционер

Милиционер уходит. Клетка с Преступником исчезает. Ведущий и зрители аплодируют.

Явление Пятое. Балерина.

На сцену из-за кулис выходит Поклонник (любая кукла набора мужского пола) с огромным букетом цветов и начинает, не обращая внимания на Ведущего и зрителей, слоняться по сцене.

Поклонник (себе под нос)

Ведущий (удивленно)

Ведущий указывает на правую кулису. Поклонник послушно становится рядом с ней.

Ведущий (зрителям)

Ведущий подает условный знак зрителям.

Звучит музыка. Из-за кулисы появляется танцующая Балерина. К ней тут же подбегает Поклонник и дарит букет.

Балерина (мягко)

Балерина теснит Поклонника к кулисе. Тот послушно скрывается за кулисой. Балерина кладет букет возле левой кулисы.

Ведущий (сердито)

Ведущий подает условный знак зрителям.

Поклонник!

Звучит музыка. Балерина танцует. Музыка замолкает. Балерина кланяется. Ведущий и зрители аплодируют. Из-за правой кулисы появляется Поклонник с букетом в два раза больше предыдущего.

Балерина кладет новый букет поверх предыдущего. Поклонник снова аплодирует.

Поклонник достает большое плюшевое сердце и протягивает его Балерине. Балерина берет сердце и кладет поверх букетов.

Ведущий рукой с трудом задвигает упирающегося Поклонника обратно за кулису.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Балетмейстер!

Ведущий подает условный знак зрителям.

Если ответивших достаточно, то слово «мало» заменяется Ведущим на «много».

Звучит музыка. Балерина танцует. Музыка замолкает. Ведущий и зрители аплодируют. Из-за правой кулисы появляется Поклонник с огромным тортом, увенчанным маленькой фигуркой балерины.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Балерина берет торт и относит его к левой кулисе. Поклонник пытается последовать за ней, Ведущий оттесняет его обратно за кулису.

Поклонник (сопротивляясь)

Балерина показывает зрителям балетные тапочки с розовыми ленточками-завязками. Ведущий подает условный знак зрителям.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Экзерсисы!

На сцене появляется балетный станок. Балерина держится за него одной рукой и дважды приседает.

Станок исчезает. Балерина демонстрирует зрителям элементы танца.

Из-за кулисы высовывается аплодирующий Поклонник.

Поклонник бросается к Балерине и падает перед ней на колени.

Ведущий безуспешно пытается оторвать Поклонника от Балерины.

Поклонник (Балерине)

Поклонник вырывается из рук Ведущего, бежит к левой кулисе и бухается поверх кучи цветов и подарков.

Балерина (зрителям)

Звучит музыка. Балерина танцует. Музыка замолкает. Балерина кланяется. Ведущий и зрители аплодируют. Балерина скрывается за правой кулисой. Поклонник тащит следом все свои цветы и подарки.

Явление Шестое. Фермер.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Рядом с левой кулисой появляется забор с калиткой, а справа сарай. Через калитку на сцену выходит Фермер. Калитка остается открытой нараспашку.

Фермер достает миску с пшеном и начинает его разбрасывать.

Из калитки с важным видом выходят три здоровущих вороны и начинают нахально клевать пшено. Фермер перестает его бросать.

Первая Ворона

Вторая Ворона

Третья Ворона

Фермер машет на птиц руками.

Вороны (хором сердито)

Вороны убегают в калитку. Фермер снова начинает разбрасывать пшено.

Из сарая появляются Петух и Курица с цыплятами и клюют пшено.

Петух (во все горло)

Из калитки появляется Лиса и крадется к курам.

Фермер (строго)

Из-за сарая выбегает Шарик.

Шарик с лаем гонит лису до калитки. Куры с кудахтаньем мечутся по сцене и убегаю обратно в сарай.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Шарик возвращается к Фермеру. Фермер гладит его. Из сарая входит Кошка.

Шарик бросается на Кошку и они с лаем и мяуканьем носятся по сцене, а потом скрываются за калиткой.

Посреди сцены появляется овощная грядка. От калитки начинает пробираться заяц. Над сценой видны только длинные уши. Достигнув грядки уши теряются среди ботвы.

Фермер (увлеченно)

Фермер вытягивает за ботву огромную морковку, но на ней тут же виснет толстый заяц. Фермер пытается стряхнуть его.

Фермер (возмущенно)

Заяц убегает в калитку, а в руках у Фермера остается огрызок.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Из сарая выбегает Коза с козлятами и начинает бодать Фермера.

Коза пытается боднуть Фермера, тот уворачивается. Козлята прыгают вокруг и тоже норовят боднуть.

Борьба прекращается. Фермер скармливает Козе и козлятам морковную ботву.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Удобренья!

Через открытую калитку входит Волк и подбирается к козлятам. Коза и козлята испугано прячутся за спину Фермера.

Волк убегает через калитку. Фермер прогоняет коз с огорода. Коза и козлята скрываются в сарае.

Через калитку на сцену выходят вышеперечисленные животные и идут к сараю, издавая характерные звуки.

Последним в калитку выходит Лось и направляется следом за остальными. Фермер преграждает ему дорогу.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Лось уходит обратно в калитку.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Посреди сцены появляются цветы и улей. Пчелы с жужжанием летают вокруг.

В калитку выходит Медведь и идет к улью.

Медведь с недовольным ворчанием уходит со сцены через калитку.

Ведущий подает условный знак зрителям.

На сцене появляется большая корзина с фруктами. Ведущий берет корзину и раздает зрителям угощение. Фермер подходит к калитке и закрывает ее за собой. Зрители ему аплодируют. Калитка и сарай исчезают.

Явление Седьмое. Доктор.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Из-за кулисы выходит Доктор.

Ведущий (загибая пальцы)

Ведущий подает условный знак зрителям.

Лекарство!

Ведущий подает условный знак зрителям.

Доктор (строго)

Ведущий (с ужасом)

Ведущий подает условный знак зрителям.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Из-за кулисы слева появляется Пациент (любая кукла набора мужского пола, кроме Фермера).

Пациент сталкивается с Доктором и отскакивает назад.

Пациент прижимает руки к груди.

Доктор запихивает градусник подмышку Пациенту.

Доктор достает лист бумаги и авторучку, затем вынимает градусник и смотрит на него.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Температуры!

Доктор (сокрушенно)

Доктор выписывает рецепт и дает Больному.

Пациент быстро барабанит по краю ширмы.

Доктор меряет Пациенту давление (вставляет в уши фонендоскоп, прикладывает мембрану к руке Пациента и сопровождает все это звуками резиновой груши: «Пуф! Пуф! Пуф!»).

Доктор протягивает пациенту еще один рецепт.

Доктор (удивленно)

Пациент (дрожащим голосом)

Доктор протягивает Пациенту еще два рецепта.

Доктор протягивает Пациенту еще рецепт, но тот не реагирует.

Пациент (мечтательно)

Доктор (в ужасе)

Пациент (не слушая Доктора)

Пациент роняет рецепты, закрывает лицо руками и громко плачет.

Доктор сует Пациенту в руки направление. Из-за кулисы появляется Балерина.

Из-за кулисы высовывается голова Фермера.

Фермер скрывается за кулисой.

Пациент выходит из оцепенения и бросается к ней.

Пациент (Балерине)

Балерина (капризно)

Доктор (строго)

Пациент скрывается за кулисой. Доктор осматривает Балерину.

Балерина кружится по сцене.

Из-за кулисы выглядывает Пациент.

Пациент (Балерине)

Пациент с Балериной на руках скрывается за кулисой.

Из-за кулисы выглядывает Фермер.

Доктор и Фермер уходят. Ведущий и зрители аплодируют.

Явление Восьмое. Повар.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Из-за кулисы выходит Повар.

Ведущий подает условный знак зрителям.

На сцене появляются плита и стол. Ведущий протягивает Повару все предметы по очереди в той последовательности, в которой тот просит.

Ведущий протягивает Повару здоровенный нож.

Повар убирает нож под ширму. Ведущий протягивает ему нож поменьше. Повар его осматривает.

Ведущий точит нож и отдает Повару.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Ведущий дает Повару кастрюлю. Повар ставит ее на плиту. На сцене появляется Фермер, толкающий перед собой коробку, с торчащей из нее пышной ботвой.

Повар открывает коробку.

Фермер (хвастливо)

Повар тянет морковь за ботву и вытягивает морковный огрызок.

На сцене появляется мясорубка. Повар заглядывает в коробку. Ему навстречу высовывается свиное рыло. Раздается довольное хрюканье и чавканье.

Повар (возмущенно)

Повар достает самый большой нож и осторожно приближается к коробке. Свинья выскакивает и с визгом бежит прочь. Повар бросается вдогонку. Они опрокидывают мясорубку плиту стол и кастрюлю и шумно бегают взад-вперед по сцене. Наконец, Повар падает и роняет нож. Свинья скрывается за кулисой.

Повар (тяжело дыша)

Повар (со вздохом)

Повар и Фермер заглядывают в коробку

Повар (возмущенно)

Из-за кулис выходит Свинья и громко хрюкает.

Фермер берет Свинью и уходит. Повар наводит на сцене порядок- ставит плиту и стол на прежнее место.

Повар (сокрушенно)

Ведущий передает продукты Повару.

Повар (радостно)

Ведущий подает условный знак зрителям.

Повар достает миску и начинает класть в нее продукты.

Повар достает миксер и жужжа водит им в миске. Затем кладет следующие ингредиенты.

Повар убирает миксер.

Ведущий берет пачку и хочет засыпать ее в миску. Повар его останавливает.

Повар достает из-за ширмы сито. Ведущий подает условный знак зрителям.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Повар катает по столу скалку, а потом берет стакан и делает вид, что вырезает кружочки.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Повар помещает в духовку противень и тут же достает настоящую тарелку с печеньем.

Ведущий берет тарелку, пробует сам и раздает печенье зрителям.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Повар уходит со сцены. Ведущий и зрители аплодируют. Декорации убираются со сцены.

Явление Девятое. Строитель.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Строитель!

Из-за кулисы выходит Строитель.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Ведущий подает условный знак зрителям.

На сцене возле левой кулисы появляется старый заброшенный домишко с заколоченными окнами.

На сцене появляется бульдозер и с рычанием надвигается на домик. Из дома выглядывает Домовой.

Строитель (сочувственно)

Строитель достает из-за ширмы большую рабочую рукавицу. Строитель с рукавицей подходит к дому. Домовой исчезает.

Строитель передает рукавицу Ведущему. Ведущий сует палец в рукавицу и тут же отдергивает.

Голос Домового

Бульдозер с треском и машинным рычанием сносит дом и уезжает со сцены.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Многоэтажным!

Ведущий подает условный знак зрителям.

Экскаватор!

На сцене появляется Экскаватор и начинает с гудением рыть ковшом на месте снесенного дома. Из-за ширмы постепенно поднимается куча земли. Ведущий подходит к сцене и заглядывает в «котлован».

Экскаватор уезжает со сцены.

Ведущий подает условный знак зрителям.

На сцене появляется гидромолот и с ритмичным буханьем начинает забивать сваи. Гидромолот исчезает. Из-за кулис выезжает бетономешалка.

Ведущий подает условный знак зрителям.

Фундамент!

Бетономешалка уезжает.

Ведущий подает условный знак зрителям.

На сцене появляется кран. Стрела опускается. Из-за ширмы появляется подцепленный за крышу многоэтажный дом. Кран уезжает.

Ведущий подносит рукавицу к ширме. Тут же из нее выскакивает Домовой, забегает в дом и начинает выглядывать из всех подряд окошек.

Домовой (довольно)

Ведущий и зрители аплодируют. Декорации убираются.

Заключение.

1.2. Хвастунишка

Действующие лица:

Милиционер

На первом плане слева кусты, деревья и фонарь; справа - старый бревенчатый дом Лентяя. На втором плане - небо с тучками. Из-за левой кулисы выходит Хвастун.

Из окошка своего домика выглядывает Лентяй.

Лентяй (удивленно)

Хвастун достает из-за ширмы большую лупу и начинает ходить взад-вперед по сцене.

Из-за кулисы слева выходит Милиционер.

Милиционер

Милиционер (Хвастуну)

Милиционер

Милиционер

Милиционер заглядывает в дом.

Милиционер

Милиционер

Милиционер наклоняется и достает брюки.

Милиционер

Милиционер

Милиционер отдает брюки Лентяю. Лентяй скрывается в доме.

Милиционер

Хвастун (смущенно)

Милиционер

Хвастун (в ужасе)

Милиционер

Милиционер (насмешливо)

Милиционер уходит за кулису слева. Из окна дома вырываются языки пламени. В окошке появляется Лентяй.

Хвастун смотрит на небо.

Хвастун начинает кидать дрова в дом. Пламя разгорается уже на крыше.

Слышится грохот. Дом наклоняется. Из-за деревьев слева появляется Пожарный со шлангом.

Пожарный (Хвастуну)

Пожарный начинает заливать пожар из шланга. Огонь гаснет. Дом падает. Остается Лентяй в обнимку с подушкой.

Хвастун (сокрушенно)

Хвастун (возмущенно)

Пожарный (насмешливо)

Пожарный со шлангом уходит за кулису слева.

Хвастун (обиженно)

Хвастун достает бинт и начинает наматывать его на Лентяя.

Хвастун забинтовывает Лентяя до макушки.

Лентяй качается и с мычанием падает плашмя. Хвастун помогает ему подняться.

Хвастун (зрителям)

Из-за кулисы слева выходит Врач.

Хвастун разбинтовывает Лентяя.

Врач достает градусник и запихивает Лентяю подмышку.

Врач одевает фонендоскоп и прикладывает его к груди Лентяя. Лентяй глубоко дышит.

Врач забирает градусник у Лентяя.

Врач достает пузырек и ложку. Наливает микстуру на ложку и протягивает Лентяю.

Лентяй выпивает лекарство.

Хвастун (испуганно)

Хвастун (в ужасе)

Хвастун расстилает на краю ширмы кусок ткани. Лентяй ложится на нее. Хвастун куском мела обводит его по контуру.

Лентяй встает, Хвастун достает ножницы.

Хвастун отдает Лентяю готовые штаны (они сшиты из одной детали, каждая полуштанина зашита сама на себя да еще и криво).

Лентяй (обиженно)

Из-за кулисы слева выходит Портниха.

Портниха (насмешливо)

Хвастун (понуро)

Хвастун (со вздохом)

Портниха достает сантиметр и начинает обмерять Лентяя. Затем достает карандаш и склоняется с ним над ширмой, потом снова достает сантиметр.

Портниха убирает сантиметр и достает ножницы.

Портниха достает наметанные штаны и прикладывает их к Лентяю.

Портниха отходит на несколько шагов и любуется.

Портниха забирает сметанные штаны у Лентяя. На сцене появляется швейная машинка. Портниха крутит ручку и шьет.

Портниха (насмешливо)

Портниха отдает Лентяю готовые штаны и уходит. Что-то глухо урчит.

Хвастун достает большую кастрюлю и начинает готовить, бросая в кастрюлю все подряд, ведя себя как заправский повар.

Лентяй достает ложку и пробует из кастрюли.

Лентяй сгибается пополам.

Из-за кулисы слева появляется Повар, подходит к Хвастуну и заглядывает в его кастрюлю.

Повар достает огромный торт протягивает его Лентяю.

Повар достает огромную кулинарную книгу.

Хвастун (в ужасе)

Повар уходит.

Лентяй отдает Хвастуну нижнюю часть торта.

Лентяй (жалобно)

Хвастун убирает свой кусок торта.

Звучит музыка. Хвастун танцует.

Хвастун (возмущенно)

Хвастун (обиженно)

Хвастун (оскорбленно)

Из-за кулисы слева выходит Балерина.

Звучит музыка. Балерина танцует.

Лентяй (восторженно)

Музыка замолкает. Лентяй сует свой кусок торта в руки Хвастуну и громко аплодирует.

Хвастун (удрученно)

Балерина уходит.

Лентяй (зевая)

Хвастун пилит, стучит молотком и гремит деревяшками.

Перед Лентяем появляется кривая-косая кровать с торчащими во все стороны здоровенными гвоздями, а над ней кривой навес из досок. Лентяй с сомнением осматривает сооружение и качает головой.

Лентяй (робко)

Лентяй осторожно забирается на кровать. Она под ним начинает медленно, со скрипом, шататься из стороны в сторону.

Хвастун чешет в затылке.

Лентяй потихоньку ложится, но тут же вскакивает.

Кровать под Лентяем с грохотом разваливается, навес рушится. Лентяй вскакивает и начинает бегать по сцене.

Хвастун (удивленно)

Из-за кулисы слева появляется Мастер.

Лентяй падает. Мастер поднимает две деревяшки, сбитые огромным торчащим гвоздем.

Лентяй (жалобно)

Хвастун (обиженно)

Мастер ходит по сцене, осматривая место под строительство.

Мастер вместе с Хвастуном начинают укладывать друг на друга толстые бревна.

В бревенчатой стене появляется окно, и из него выглядывает Мастер.

Мастер прибивает доски к крыше. Хвастун помогает: подает доски и инструменты.

У дома появляются ставенки и крылечко.

Мастер ставит рядом с домом новую кровать.

Хвастун берет кровать, заносит в дом. Лентяй идет за ним. Хвастун выходит обратно и устало садится на крыльцо.

Хвастун (радостно)

Хвастун широко раскидывает руки «самолетом» и жужжа бегает по сцене.

Мастер (со вздохом)

Мастер уходит.

Из окошка выглядывает Лентяй.

Хвастун (удивленно)

Лентяй (обиженно)

Хвастун (в ужасе)

1.3. Дело мастера боится

(По мотивам русской народной сказки «Теремок»)

Действующие лица:

Милиционер

Архитектор

Сцена пуста. Из кулисы слева выходит Мастер.

Из-за кулисы справа выходит Архитектор.

Архитектор

Архитектор достает лист бумаги чертежом дома.

Архитектор

Появляется современный дом с девятью окошками. Архитектор входит внутрь и выглядывает из окошка.

Архитектор

Мастер достает из-за ширмы стул и отдает его Архитектору, который уносит его в дом.

Мастер достает из-за ширмы стол и отдает его Архитектору, который и его уносит его в дом.

Мастер достает из-за ширмы комод и буфет и вместе с Архитектором уносит все это в дом. Из-за кулисы слева выходит Повар. Из окошка выглядывает Архитектор.

Архитектор

Архитектор исчезает в окне. Мастер выходит из дома.

Архитектор выглядывает из первого окошка.

Архитектор

Архитектор исчезает в окне. Повар заходит в дом и тут же выглядывает из второго окошка.

Мастер достает из-за ширмы плиту и отдает ее вышедшему из дома Повару. Повар уносит плиту в дом.

Мастер достает из-за ширмы стопку тарелок и отдает ее вышедшему Повару. Тот уносит ее в дом.

Мастер достает из-за ширмы огромную кастрюлю и отдает ее вышедшему Повару.

Повар уносит кастрюлю в дом. Из-за кулисы слева появляется Портниха.

В первое окошко выглядывает Архитектор.

Архитектор (с гордостью)

Архитектор

Архитектор исчезает.

Повар выглядывает из второго окошка.

Повар исчезает.

Архитектор выглядывает из первого окошка.

Архитектор

Архитектор исчезает в окне.

Мастер достает из-за ширмы корзинку и отдает ее Портнихе.

Портниха уносит корзину в дом. В окнах появляются шторы. Из-за кулисы слева выходит Врач.

Архитектор выглядывает из первого окошка.

Архитектор

Архитектор исчезает в окне.

Из второго окошка выглядывает Повар.

Повар исчезает. В третьем окошке появляется Портниха.

Портниха исчезает.

Врач входит в дом. Из-за кулисы слева выходит Пожарный.

Пожарный достает из-за ширмы пожарный шланг.

Из второго окошка выглядывает Повар.

Повар исчезает. В третьем окошке появляется Портниха.

Портниха исчезает.

Из-за кулисы слева выходит Милиционер.

Милиционер

Из четвертого окошка выглядывает Врач.

Милиционер

Из-за кулисы слева появляется маленькая Собачка.

Милиционер

Врач скрывается.

Милиционер

Мастер достает будку для Собачки из-за ширмы и дает ее Милиционеру.

Милиционер

Милиционер устанавливает собачью будку рядом с домом, сажает в нее Собачку и уходит в дом. Из-за кулисы слева выходит Балерина.

Из пятого окошка выглядывает Милиционер.

Милиционер

Балерина (испуганно)

Милиционер скрывается.

Из четвертого окошка выглядывает Врач.

Врач (мечтательно)

Из пятого окошка выглядывает Пожарный.

Из первого окошка выглядывает Архитектор.

Архитектор

Врач, Пожарный и Архитектор скрываются в доме. Балерина заходит в дом. Из-за кулисы слева появляется Лентяй.

Из первого окошка выглядывает Архитектор.

Архитектор

Архитектор исчезает в окне. В третьем окошке появляется Портниха.

Портниха исчезает. Из второго окошка выглядывает Повар.

Повар исчезает. В шестом окошке появляется Милиционер.

Милиционер

Из пятого окошка выглядывает Пожарный.

Милиционер и Пожарный скрываются.

Мастер дает Лентяю метлу. Лентяй берет ее и начинает старательно подметать ширму.

Лентяй (удивленно)

Из первого окошка выглядывает Архитектор.

Архитектор

Из второго окошка выглядывает Повар.

В третьем окошке появляется Портниха.

Архитектор, Повар и Портниха исчезают. Из четвертого окошка выглядывает Врач.

Из пятого окошка выглядывает Пожарный.

Из шестого окошка выглядывает Милиционер.

Милиционер

Врач, Пожарный и Милиционер исчезают. В седьмом окошке появляется Балерина.

Балерина исчезает.

Лентяй разворачивается и уходит. Из первого окошка выглядывает Архитектор.

Архитектор

Лентяй оборачивается.

Бывший Лентяй скрывается за кулисой слева. Архитектор исчезает в окне.

Мастер (зрителям)

2. Постановка спектакля

Теперь, когда пьеса выбрана, надо последовательно и не торопясь превратить ее в живое красочное представление интересное и для актеров и для зрителей. Ведь спектакль это не только текст и куклы, но и ширма, декорации, реквизит освещение и музыкальное сопровождение.

2.1. Режиссер

В каждом деле должен быть кто-то главный, иначе вместо выбранного вами спектакля получится всем известная басня про лебедя, рака и щуку. Режиссер - как раз тот человек, который ни в коем случае не должен этого допустить. Он единственный отвечает за то, чтобы дело увенчалось успехом. Конечно, мнение каждого участника спектакля важно, но именно режиссер решает все организационные и спорные вопросы и по ходу постановки утихомиривает неизбежные творческие страсти-мордасти. В этой роли, как правило, выступает взрослый. Чтобы актеры действительно стали труппой, а спектакль получился интересным, ему придется хорошенько постараться. Он должен быть справедлив и всех вдохновлять - только так удастся сплотить актеров вокруг себя и добиться успеха.

Прежде чем начнется работа над спектаклем, у режиссера должны быть готовы ответы на главные вопросы - как называется пьеса, кто участвует, сколько репетиций, когда премьера и кто будет зрителями. Также ему не мешает заранее внимательно перечитать сценарий, оценить относительную сложность ролей и продумать все моменты, где требуются дополнительные руки - в некоторых спектаклях актерам приходится не только управлять куклами, но и подавать своим куклам предметы и держать временные декорации (недолго находящиеся на сцене и снабженные картонной ручкой). Прежде чем распределять роли, режиссер должен внимательно изучить такие сцены, сразу решив, кто из актеров что будет делать. Чем меньше актерский состав, тем слаженнее и виртуознее должна быть организация их скрытой от глаз зрителей деятельности.

2.2. Распределение ролей

После того, как режиссер все для себя решил, самое время собрать вместе всех, кто хочет участвовать. Не стоит никого обижать отказом. Дайте возможность каждому желающему внести посильный вклад и хоть что-нибудь сделать для постановки, ведь нужны не только актеры, но и художники-оформители, осветители, создатели шумовых эффектов, суфлеры, распространители билетов, билетеры и распорядители буфета. В крайнем случае, можно придумать дополнительные должности вроде развлекателя зрителей до начала спектакля (фокусы, сюрпризы, розыгрыши, загадки) или подсадной утки, как в спектакле «Мы в профессии играем». Главное, чтобы игра в театр захватила всех без исключения. Даже если на премьере такой помощник окажется в зрительном зале, ему будет вдвойне приятно посмотреть этот спектакль, ведь он тоже старался.

Обычно все малыши с радостью готовы играть положительных героев и расстраиваются, когда им достаются роли второстепенные, такие как Пулька, или несимпатичные, как Хвастун, Лентяй или Преступник. Задача режиссера убедить каждого, что его роль тоже важная, что без него спектакля быть не может. Без отрицательных героев нельзя показать, почему никому и никогда не следует им уподобляться. Если актеров столько же, сколько героев, то каждому достается одна роль. Можно либо раздать роли тем, кому они больше всего подходят по голосу, либо наоборот, распределить так, чтобы они заставляли маленьких актеров изменять голос и перевоплощаться до неузнаваемости. Совсем другое дело, если актеров набралось меньше, чем ролей, такая проблема вряд ли возникнет в детском саду, зато в домашнем театре — запросто.

Если актеров не хватает или за ширмой маловато места, некоторые роли придется совмещать, и здесь уже важен не только голос и способность его изменять, но и взаимодействие персонажей, доставшихся одному актеру. Если кукла по ходу действия манипулирует предметами, актеру требуется свободная рука, чтобы подавать и принимать их, поэтому не нужно совмещать роли героев, одновременно участвующих в сложных сценах. Взрослый, руководящий постановкой, должен следить, чтобы поставленная задача оказалась детям по силам, и обязательно увенчалась успехом. В игре в театр не должно быть проигравших!

2.3. Разучивание ролей

После того, как вы распределили роли, отсканируйте и выдайте каждому актеру его куклу и сценарий целиком, выделив реплики. Для дошкольников в заучивании роли особенно важно участие взрослого. Именно он читает малышу текст и делает паузы там, где должен говорить их герой, такое разучивание очень интересно для малыша и нескучно для взрослого, поскольку они вместе играют в представление, а рифмы сами подсказывают продолжение. К тому же, ребенок ясно запоминает свое место в тексте, что существенно упрощает репетиции спектакля и задачу режиссера. Но, конечно же, роль взрослого не сводится только к чтению. Он должен объяснить все ситуации, ответить на все вопросы ребенка о его персонаже и о других героях, вместе с малышом придумать сюрпризы для его куклы - особенную походку, характерные движения и яркие интонации. Чем больше души будет вложено в персонаж, тем более впечатляющим будет его появление на сцене и тем больше гордости вызовет сыгранная малышом роль.

Не стоит учить роли по ходу репетиций, ведь в кукольном спектакле от актера требуется не только произносить реплики, но и управлять куклой. Приступать непосредственно к репетициям следует не раньше, чем актеры выучат свой текст, а режиссер вместе с художником-постановщиком все продумают и подготовят.

2.4. Сцена

Для домашнего кукольного театра это вопрос не праздный. Именно из-за отсутствия сцены многие спектакли так и не дожили до своей премьеры. Размера сцены должно хватать и для декораций, и для самого действия. Сцена не должна быть слишком маленькой и тесной, иначе куклам будет негде двигаться, но не должна быть и слишком большой, чтобы куклы и декорации на ней не потерялись. Для всех наших спектаклей оптимальная ширина сцены, учитывающая все особенности, равна 150 см.

Высота ширмы зависит от роста актеров. Если в спектакле принимают участие и дети, и взрослые, то удобно использовать ширму высотой 150 см. За такой ширмой ребенок сможет управлять куклой стоя, а взрослый - сидя на стуле. В каждом конкретном случае можно опытным путем подобрать ширму удобной для всех высоты. Учесть нужно и размер помещения - чем выше ширма, тем дальше от нее нужно сажать зрителей, чтобы им не пришлось слишком сильно задирать головы.

Чтобы поставить полноценный спектакль со всеми необходимыми декорациями, надо придумать, как и на чем их закрепить. Конечно, можно вбить два гвоздя и натянуть ширму поперек комнаты, можно поставить две стремянки и положить между ними швабру с перекинутым через нее одеялом, можно использовать дверной проем или показывать спектакль из-под стола или из-за спинки дивана... Но если вы хотите, чтобы вам было удобно, чтобы ничего не падало, не шаталось, а ваш интерьер не страдал от гвоздей, вбитых в стену, то воспользуйтесь одним из приведенных ниже проверенных способов.

Картонная ширма. Она больше всего подходит тем, кто только начинает заниматься кукольным театром. На изготовление такой ширмы уйдет совсем немного времени, она легко убирается, увеличивается и уменьшается в размерах, ставится в любой части комнаты, да и выбросить ее в случае чего не жалко. К тому же, с такой ширмой можно даже гастролировать по другим детским садам, друзьям и знакомым.

Для ее изготовления вам потребуется широкий скотч и пустые картонные коробки любого размера, но чем больше, тем лучше. Листы картона следует состыковать и склеить скотчем с двух сторон по всей длине стыка.

Приведенная конструкция достаточно устойчива. Она позволяет, как это показано на схеме, задрапировать переднюю часть ширмы тканью. Можно также обклеить ширму бумагой и раскрасить по своему усмотрению.

Главное, чтобы оформление гармонировало со стилем декораций.

Напишите на ширме название спектакля, нарисуйте узоры, наклейте аппликацию, в общем, украсьте так, как ваша душа пожелает. Только не изображайте на ширме пейзаж с небом, иначе декорации самого спектакля будут казаться подвешенными в воздухе.

В данной конструкции предусмотрено и крепление декораций второго плана. Лист, на котором изображен второй план, прикрепляется булавками на заднюю стенку ширмы или рисуется прямо на ней. Наличие задней стенки не дает ширме разъезжаться в разные стороны.

Если же вы хотите поразить воображение приглашенных на премьеру гостей, а закулисную жизнь сделать для них по-настоящему незаметной и таинственной, то, внеся небольшие изменения в интерьер одной из комнат, вы сможете создать театр, которому позавидуют многие.

Идеальный театр. Для того чтобы он появился в вашем доме, нужно не так уж много, главное - это ваше желание! Для идеального театра вам понадобятся два двойных карниза-струны, голубой или белый материал для шторы второго плана и портьерная ткань для шторы первого плана и занавеса, а также деревянная рейка или полая алюминиевая трубка длиной 2 м. для грядки (так называют линию по которой движутся куклы).

К выбору места для такой ширмы надо отнестись со всей ответственностью, ведь вы определяете его раз и навсегда. Для удобной работы актеров расстояние за ширмой должно быть не меньше 1,5 м. Располагайте ширму так, чтобы зрители, входящие в

комнату, не входили из-за кулис. Во время спектакля у них иногда бывает необходимость покинуть зал и, если им придется это делать, проходя за кулисы, то они помешают актерам играть, а другим зрителям смотреть спектакль.

Карнизы следует вешать под самым потолком на расстоянии друг от друга, равном 30-50 см. Ширина ширмы зависит от ширины комнаты. Идеальная ширма должна перегораживать комнату от стены до стены. Пунктирной линией на схемах обозначена рейка, вшитая в ткань. Она натягивает ширму, и на ней крепятся декорации первого плана. Высота ширмы от пола до рейки должна быть удобна для всех актеров труппы.

Для разных спектаклей требуется сцена разной длины, поэтому надо изначально ориентироваться на самый большой размер. При обычной величине кукол-перчаток максимальная длина сцены равна 170 см., а высота пространства, в котором происходит действие - 60-70 см., но можно сделать и 1 метр на случай, если вы в будущем захотите ставить спектакли, в которых участвуют одновременно и куклы, и живые актеры. Штора со вшитой рейкой вешается на второй ряд первого от зрителей карниза-струны.

Также следует сшить, желательно из того же материала, две шторы высотой 120 см. и шириной каждая 150 см. Они вешаются на первый ряд первого от зрителей карниза-струны, позволяют изменять размер сцены и являются занавесом, который помогает скрыть от глаз зрителей смену декораций.

На второй ряд второго от зрителей карниза-струны вешается ткань голубого или белого цвета (если действие происходит днем) и черного или темно-синего цвета (если действие происходит ночью или под землей). Высота этой ткани должна быть 110-120 см., а ширина 200 см.

Первый ряд второго карниза-струны может быть использован для подвижных декораций второго плана, например, проплывающие облака или летящие птицы.

2.5. Декорации к спектаклю

Репетиции лучше проводить с теми же декорациями, которые будут участвовать в спектакле - это позволит избежать накладок, а движения кукол сделать максимально похожими на движения живых героев, полностью используя возможности сцены и декораций.

Именно декорации в кукольном спектакле создают атмосферу сказки и передают настроение героев. Каждому зрителю хочется не просто представить построенный Мастером дом или избушку Лентяя, а увидеть их своими глазами, не говоря уже о малышах, которые пока не в состоянии домысливать и представлять себе то, что подразумевается по контексту.

Чтобы ваш спектакль выглядел не хуже, а, возможно, даже лучше спектакля профессионального, следует изготовить декорации не только первого плана, но и второго - фон, на котором происходит действие. Таким образом, вы создадите маленький кукольный мир, в который каждый зритель сможет заглянуть через окошко сцены.

Декорации первого плана Лучше ограничиться только декорациями, требующимися по сюжету спектакля, и не перегружать первый план, иначе зрителям будет сложно понять, что происходит на сцене, а актерам трудно управлять куклами. Со стороны, обращенной к актерам, все декорации должны быть плоскими. Не стоит сооружать настоящих четырехстенных домов, зрителям все равно не будет видна объемность, а вот управлять куклами станет неудобно.

Декорации первого плана делятся на постоянные (присутствующие на сцене в течение одного действия или всего спектакля) и временные (появляющиеся эпизодически).

Постоянные декорации Постоянные декорации первого плана зачастую являются кулисами - из-за них куклы выходят и за них же прячутся, уходя со сцены. Такая декорация должна быть «непрозрачной» и устойчивой, шириной не менее 20 см и высотой хотя бы чуть выше куклы (обычно 25-30 см.). В этом случае герой может выйти из-за кулисы неожиданно и не будет увиден зрителем раньше, чем это требуется по сюжету. Для устойчивого крепления на ширме находящиеся на первом плане декорации должны иметь внизу широкое основание (5-10 см.).

Левая кулиса. Поскольку действие второго и третьего спектаклей происходит в городе, на кулисе можно изобразить деревья, кусты, фонарные столбы, дома стоящие как бы в отдалении. Чтобы элементы, расположенные на первом плане, не падали, лучше всего делать их не отдельными, а создать единую монолитную группу. Такую декорацию быстрее и удобнее крепить.

Разумеется, кусты могут быть не только картонными. Из сухих веток или проволоки можно сделать стволы, а из цветной бумаги или ткани вырезать и приклеить листочки. Конечно, такая декорация потребует больше времени и усилий, чем просто нарисованная, но и результат того стоит. Чтобы куст или дерево не просвечивали насквозь, сзади нужно прикрепить лист картона подходящего цвета, повторяющий контур декорации.

Дом Лентяя. Рядом со своим домиком кукла не должна выглядеть ни великаном, ни лилипутом, поэтому очень важно сделать декорацию пропорциональной хозяину.

По ходу действия из окошка часто выглядывает Лентяй, его голова должна свободно проходить в отверстие, не протискиваясь и не раскачивая декорацию. Изнутри окошко надо «занавесить» приклеенным или пришитым чуть выше проема кусочком темной ткани. Когда кукла выглядывает, она подныривает под ткань, придерживаемую актером, и просовывает голову в окно.

Ткань выигрышно оттеняет куклу и не позволяет зрителям видеть, что происходит за домиком-кулисой.

При желании по обе стороны окошка можно повесить яркие декоративные шторки.

Обращенную к зрителям сторону домика интереснее сделать полуобъемной. Можно на поверхность декорации толстым слоем наклеить размоченные в растворе ПВА бумажные салфетки или туалетную бумагу, а затем до высыхания продавить ножом для резки пластилина бревнышки или доски, также стену из бревен легко смастерить, приклеив к картону полоски бумаги так, как показано на рисунке. Для живости крышу можно покрыть соломой, веточками, древесной корой, сухой травой или черепицей из толстого картона.

Из размышлений художника-декоратора о герое могут возникнуть детали, заставляющие зрителей поверить, что все это происходит на самом деле. Представьте, как Лентяй живет в своем доме, и вы сразу поймете, что дом старый, неухоженный, блеклый. Крылечко покосилось, под окном - груда мусора или засохшие цветы, дыра в крыше заткнута подушкой. Не скупитесь на проработку декораций, и зрители обязательно это оценят.

Но дом Лентяя - это не просто декорация-кулиса. По ходу действия в нем возникает пожар. Конечно же, не нужно ничего поджигать на сцене. Чтобы показать пылающий огонь, приклейте с внутренней стороны по низу окна и по контуру крыши длинные треугольные лоскутки легкой желтой и оранжевой ткани. Если актер подует на них снизу, лоскутки поднимутся вверх и будут трепетать, как настоящий огонь.

Многоэтажный дом. Это достаточно сложная и большая кулиса. За ней одновременно должны находиться несколько кукол, выглядывая из окошек и не мешая при этом друг другу. При необходимости поставьте за ширмой скамейку-приступочку, чтобы актерам, чьи куклы выглядывают с верхних этажей, не приходилось тянуться и вставать на цыпочки. Поскольку многоэтажный дом достаточно высок, для большей устойчивости следует увеличить ту его часть, что находится под ширмой ниже линии крепления или даже предусмотреть дополнительное крепление сбоку.

Кирпичную кладку можно просто нарисовать, а можно продавить ножиком для пластилина на поверхности толстого слоя салфеток, смоченных разбавленным водой ПВА. Объемные и легкие кирпичи также можно сделать из пенопласта или бумаги.

По сюжету в доме 9 окошек. Поскольку жители дома то появляются в них, то опять прячутся, окошки должны быть достаточно просторными и не застекленными.

Портниха шьет для дома шторы, которые по ходу спектакля должны появиться в окнах прямо на глазах у зрителей. Натяните с внутренней стороны над каждым окошком ниточки и повесьте на них шторки, заправив за картонные или проволочные держатели, так, чтобы окна казались пустыми. Кукле останется только пройтись по всем окошкам и, освободив шторки, сдвинуть их к центру. Затем с внутренней стороны за каждым окошком закрепите по кусочку темной однотонной ткани, чтобы кулиса не просвечивала. Выглядывая в окошко, кукла подныривает под ткань, а сама ткань остается у нее за спиной, образуя фон. Чтобы актерам было легче запомнить, кто из жителей дома из какого окошка выглядывает, приклейте с внутренней стороны надписи или картинки-подсказки.

Как закрепить постоянные декорации. Они не должны шататься от движений кукол и тем более падать! как уже говорилось, у каждой декорации первого плана должно быть широкое

основание, которое придаст ей устойчивость и позволит прикрепить ее к краю ширмы прищепками. С помощью них декорация будет надежно держаться вне зависимости от того, плоская она или полуобъемная. А чтобы прищепки не были видны зрителю, их надо замаскировать! Для этого на обращенную к зрителю сторону прищепки можно наклеить кусочек картона с изображением части декорации.

Например, если вы закрепляете левую кулису, то на прищепку можно наклеить заросли кустарника.

Временные декорации Если вдруг из-за ширмы посреди действия будут появляться руки и закреплять декорации, разрушится атмосфера спектакля.

Конечно, в спектакле «Мы в профессии играем» роль установщика декораций без всякого ущерба для сюжета может взять на себя ведущий. В остальных же спектаклях лучше использовать декорации на ручке. Картонная, проволочная или деревянная ручка должна быть достаточно длинной и удобной, а сама декорация -больше возвышающейся над ширмой части, чтобы нечаянно не показать зрителю основание (см. рисунок слева). Для того чтобы актеру было понятно, на каком уровне удерживать декорацию (он же видит ее с изнанки), с обратной стороны надо провести четкую толстую линию, которую актер будет стараться совмещать с линией сцены. Есть и другой способ: изготовить декорацию так, чтобы основание с ручкой находилось чуть дальше, чем плоскость самой декорации (см. рисунок справа). Такую декорацию можно просто ставить на край ширмы, слегка придерживая.

Собачья будка. Это очень простая декорация. Ее можно сделать сплошной, а можно с маленьким окошком-входом, из которого будет лаять Пулька. В этом случае и ее, и будку можно держать одной рукой.

Дом, построенный Хвастуном. Это сооружение должно быть нелепым и страшноватым. Можно вырезать его из картона, а можно сколотить настоящими гвоздями из тонких грязных дощечек. Очень эффектно сделать конструкцию раскачивающейся. Для этого сочленение левой и правой «стен» с крышей должно быть подвижным. Кукле придется то и дело восстанавливать равновесие постройки, чтобы она окончательно не сложилась, а зрители получат полное представление о строительном таланте Хвастуна.

Особое внимание надо уделить кровати. Она тоже должна быть кривой и шатающейся с торчащими гвоздями. Конечно, настоящие гвозди смотрятся впечатляюще, но с такой декорацией надо быть очень осторожными, поэтому в спектакле, где много актеров-малышей, лучше пожертвовать красотой ради безопасности, а гвозди сделать картонными. Для удобства и кровать и «дом» закрепите на общем основании-фундаменте.

Новый дом Лентяя. Он строится прямо на глазах у зрителей, поэтому здесь не обойтись без маленьких хитростей. На снабженном ручкой основании закрепите готовую нарисованную или полуобъемную бревенчатую стену размером 25x34 см. Когда Мастер и Хвастун кладут очередное бревно, оно проваливается за сруб, который тут же поднимается над ширмой на одно бревнышко. Для большей точности движений отметьте каждое бревнышко с изнанки.

Аккуратно вырежьте окошко, а затем вставьте на прежнее место, приклеив с внутренней стороны картонную ручку, потянув за которую, можно будет «прорубить» окно на глазах у зрителей. Двускатная крыша просто одевается сверху. Ставни тоже приделайте заранее и отогните внутрь, чтобы потом просто выгнуть их наружу. Крылечко сделайте отдельно и снабдите изогнутой ручкой, позволяющей держать и дом и крыльцо одной рукой.

В отличие от прежнего, новый дом Лентяя должен выглядеть ярким, нарядным и прочным.

Тюрьма. Ее можно сделать из картона, аккуратно вырезав ножом для резки бумаги промежутки между прутьями решетки, или целиком сплести из толстой проволоки. Главное, чтобы находящаяся внутри кукла была хорошо видна зрителям, и в то же время прутья решетки выглядели для нее реальным препятствием. Замок на решетке придаст тюрьме внушительности.

В спектаклях есть и другие декорации, которые вы с успехом можете изготовить, используя описанные выше приемы.

Декорации второго плана. Без них не удастся в полной мере создать атмосферу спектакля и заставить зрителей перенестись туда, где происходят события.

Второй план можно либо нарисовать на большом листе картона, либо закрепить отдельные элементы пейзажа на шторе голубого или белого цвета. Чтобы декорации первого плана не теряли свою выразительность, второй план должен быть общим и менее ярким. Лучше всего изобразить на нем пейзаж, находящийся в отдалении от основного места действия или просто небо с облаками. Декорации второго плана ни в коем случае не должны быть объемными, чтобы куклам не приходилось через них продираться.

Второй план, нарисованный на листе картона или бумаги, можно легко и быстро закрепить английскими булавками. Но если в спектакле участвуют малыши, надо быть осторожными и доверить крепление декораций взрослым участникам спектакля. Булавок не должно быть слишком много. Прикрепляя декорацию булавками, старайтесь, чтобы их острия были воткнуты в картон или, если декорация крепится к шторе второго плана, острия оказались на внутренней стороне шторы и не могли уколоть.

А теперь, когда декорации уже готовы, самое время перейти к следующему важному этапу - изготовлению реквизита.

2.6. Дополнительные герои

Не все герои кукольного спектакля могут быть куклами-перчатками. Особенно много таких персонажей в спектакле «Мы в профессии играем». Их мы изготовим сами.

В первую очередь надо учесть функциональность куклы, то есть предусмотреть в ее конструкции все необходимое для исполняемой ей роли. У большинства таких персонажей главная функция - это просто присутствие на сцене и незатейливые движения, имитирующие походку, поэтому в их качестве можно использовать картонную декорацию на ручке или насаженную на карандаш игрушку. Рисованную декорацию можно оживить дополнительными деталями - приклеенными хвостами и челками из шерстяных ниток, яркими глазками-бусинками, кусочками ткани. Так можно сделать Огоньков, животных из хозяйства Фермера, собачку Пульку.

Но иногда требуются и более сложные конструкции кукол.

Заяц с морковкой. Зайца нельзя делать на картонной ручке, поскольку, пытаясь стряхнуть его с морковки, Фермер поднимает его над сценой, и картонную ручку или проволоку было бы видно зрителям. Поэтому сделайте двух зайцев: одного на ручке (этот заяц прокрадется на грядку), а другого - с морковкой. Вырежьте из плотного картона отдельно зайца и отдельно огрызок морковки. Прорежьте зайцу рот и вставьте морковку так, как показано на рисунке. К ноге зайца привяжите леску или тонкую нитку, потянув за которую в нужный момент, зайца легко можно будет отделить от морковки.

Робот. Его можно сделать из двух картонных коробочек, одна из которых служит головой, а другая туловищем. Подвижность головы обеспечивается за счет вращения палочки, а руки выдвигаются с помощью пальцев актера (чем больше будет туловище робота, тем дальше из него смогут выдвинуться руки). Если же вы хотите еще больше поразить зрителей, то глаза и рот робота прорежьте насквозь, заклейте цветной пленкой, а вместо палочки вставьте в голову фонарик на длинной ручке. Чтобы глаза светились ярче, изнутри голову оклейте фольгой. Мигание фонариком в такт словам робота смотрится очень эффектно.

Чудо-юдо и Домовой. Поскольку кукла на сцене может только делать вид, что выполняет действия парикмахера, то придется сделать два Чуда-юда - одно донельзя лохматое, а второе уже причесанное. Лохматое Чудо-юдо - это большой комок свалявшейся шерсти. Такую куклу можно сделать в виде большого колобка из натурального или искусственного меха бурого или серого цвета. Ворс должен хорошо держаться и не оставаться на расческе. Причесанное Чудо-юдо - это тоже колобок, но уже с глазками, носиком, улыбающимся ротиком и торчащими во все стороны косичками из цветных ниток. На конце каждой можно завязать маленький бантик. Домового можно не делать отдельной куклой, а дополнить лохматое Чудо-Юдо каким-нибудь аксессуаром -например, шапкой-ушанкой.

2.7. Реквизит

Хорошо подобранный реквизит придает происходящему на сцене дополнительную достоверность, и от того, каким он будет, тоже зависит, поверит ли маленький зритель актерам или усомнится в том, что все это происходит на самом деле.

Для ведущего. В первом спектакле наряду с куклами принимает участие живой актер. Его одежда не имеет особого значения - это обычная современная одежда. Предметы, которыми он пользуется по сюжету - телефон, кошелек, носовой платок, корзина с яблоками, тарелка с печеньем, рабочая рукавица и т.д. - это обычные вещи из нашего обихода.

Для кукол. Как и декорации, в кукольном спектакле реквизит может быть двух видов: плоский рисованный и объемный.

Главное достоинство картонного реквизита - быстрота его изготовления. Просто нарисуйте на листе толстого картона необходимые вещи подходящего для кукол размера, раскрасьте и вырежьте по контуру. Этот способ лучше всего подходит для изготовления крупных или бьющихся предметов, удержать которые кукле, будь они настоящими, было бы затруднительно. Плоская картонная пожарная машина, кран, бетономешалка или плита легче и удобней объемных, а большой картонный градусник и безопасней, и выразительней настоящего.

В качестве предметов, которыми манипулируют куклы, можно использовать и миниатюрные копии настоящих вещей. Их можно подобрать среди детских игрушек (игрушечная посуда, мебель, пистолетик, инструменты) или изготовить самостоятельно, например двухъярусный торт из папье-маше или метлу из карандаша и сухих веточек, пожарный шланг из шнурка.

Не стоит пытаться лепить нужные предметы из «голого» пластилина - он пачкается и легко деформируется. Но можно использовать его внутри предметов для их утяжеления.

Так пулю для Милиционера из спектакля «Мы в профессии играем» можно сделать следующим образом. Привязать длинную прочную нить цвета драпировки второго плана или тонкую леску к скрепке или пуговице, облепить ее пластилином, придав форму огромной пули и обернуть сверху золотой или серебряной фольгой. Пулю подвесить над сценой, отметив с внутренней стороны ширмы место, куда она упадет. В нужный момент нить плавно отпускается, и пуля падает на голову стоящего в условном месте преступника.

Из реквизита к спектаклю лучше исключить хрупкие предметы, поскольку во время репетиций реквизит частенько роняют. В некоторых случаях для кукол подойдут настоящие большие вещи. Их несоответствие размерам героев обычно вызывает у зрителей улыбку, например, столовая ложка для приема лекарства, настоящие ножницы для раскроя, сантиметровая лента, кулинарная книга, мясорубка, столовый нож...

Оглянитесь вокруг, и вам в голову обязательно придет много удачных идей!

2.8. Свет и звук

Обычно во время спектакля зрительный зал погружен во тьму, а сцена ярко освещена. Благодаря этому зрителям легче сосредоточиться на происходящем. Если вам хочется, чтобы у вас было все, как в настоящем театре, то возьмите несколько настольных ламп и расставьте их, направив на сцену с разных сторон. Постарайтесь, чтобы при всех включенных лампах вышедшая на сцену кукла была ясно видна и не отбрасывала некрасивых теней. Лампы включите в один удлинитель, снабженный общим выключателем, чтобы можно было сразу выключить весь свет или включить его. Но в домашнем театре свет можно и не выключать, главное, чтобы люстра не располагалась за ширмой. В этом случае недостаточно плотная ширма может превратиться в театр теней, и зрителям будут видны все действия актеров.

Что касается музыки, то в кукольном спектакле, как и в любом другом, она помогает усилить впечатление от той или иной сцены. Для спектакля можно записать кассету или диск со специально подобранными музыкальными фрагментами. Музыку легко подобрать, используя детское караоке или классические произведения. Она привлечет внимание зрителей к началу спектакля, оживит перемещение героев по сцене, заполнит паузы между эпизодами, сделает финал выразительнее. Важно не забывать выключать ее во время диалогов. Также заранее надо позаботиться о шумовых эффектах: рев и лязг строительной техники, сирена пожарной машины, звук выстрела, стук молотка, визг пилы, шум водяной струи, скрип разваливающейся кровати... Все это превратит ваш спектакль в маленькое чудо, а детям будет занятно узнать, какие звуки можно извлечь из знакомых предметов.

Согласовать световое, музыкальное и шумовое оформление с действиями актеров и диалогами помогут репетиции.

2.9. Репетиции

Ни один спектакль невозможно сыграть без предварительных репетиций. Сколько их будет, зависит от слаженной работы всех участников спектакля и от того, насколько режиссер контролирует ситуацию и четко представляет себе конечный результат.

Не откладывайте на потом реквизит и декорации. Лучше, если с первых же репетиций актеры начнут к ним привыкать и координировать движения своих кукол с учетом оформления спектакля.

Режиссер и актеры, не участвующие в репетируемом эпизоде, занимают места в зрительном зале. Перед тем, как начать, режиссер рассказывает актерам, как он видит ту или иную сцену. Он может даже иллюстрировать свой рассказ движениями кукол. После этого актеры по знаку режиссера должны разыграть эпизод.

Управление куклой-перчаткой. Если кукле предстоит брать предметы, то лучше голову одевать на указательный палец, а большой и средний использовать в качестве рук. Если же кукла «барабанит», например, печатающий на клавиатуре Программист, то наденьте голову на средний палец, а в качестве рук используйте указательный и безымянный.

Наденьте свою куклу на руку. Если голова на пальце болтается и проваливается аж до основания пальца, то кукла будет сутулиться, а ее движения потеряют точность и живость. Это необходимо исправить сразу, не дожидаясь репетиций.

Из толстой бумаги (ватмана) склейте длинную трубочку-патронку, плотно облегающую две верхних фаланги указательного пальца так, как показано на рисунке. Палец должен плотно входить в отверстие и выниматься тоже без особого усилия. Второй сустав пальца должен оставаться свободным, поскольку именно он отвечает за наклон головы куклы. Патронка не должна проваливаться внутрь головы, ее нужно сделать настолько длинной, чтобы ее второй конец упирался в макушку куклы изнутри. После этого наденьте патронку на палец и вставьте внутрь. Если голова продолжает болтаться, то извлеките патронку и наклейте на ее внешнюю сторону еще один слой ватмана, после чего снова примерьте, и так до тех пор, пока патронка плотно не зафиксируется в отверстии.

Дополнительные слои картона необходимо именно приклеивать, а не вставлять друг в друга, чтобы при снимании куклы с руки одна из патронок случайно не выпала.

Теперь обсудим некоторые сценические приемы и хитрости.

Зрители обычно смотрят на ширму кукольного театра снизу вверх, поэтому старайтесь, чтобы кукла не отклонялась за ширму в сторону, противоположную от зрителя, иначе ее будет плохо видно, и она потеряет свою выразительность. Можно даже слегка наклонять куклу в зрительный зал.

Создавая впечатление того, что герой идет, ведите куклу вплотную к ширме, ритмично поднимая и опуская ее вверх или слегка поворачивая кисть то в одну, то в другую сторону, но помните, что кукла не должна появляться над ширмой больше, чем на три четверти ее роста, иначе при неосторожном движении зрители могут увидеть руку актера, что моментально разрушает все волшебство кукольного представления. Чтобы было удобнее вести куклу вдоль ширмы, можно одевать ее то на левую, то на правую руку, в зависимости оттого, из-за какой кулисы она выходит. Если одной кукле приходится обходить другую, то необходимо ее чуть-чуть приподнимать в момент, когда она удаляется вглубь сцены. Куклу-перчатку оживляет ее движение, поэтому старайтесь, чтобы каждый герой имел свою характерную манеру перемещения, свои запоминающиеся жесты.

Очень важно, чтобы предмет с которым манипулирует кукла, был виден зрителям целиком и находился с обращенной к ним стороны. Если предмет больше не нужен, кукла может наклониться, опустить руки за ширму и отдать его в свободную руку актера, таким же образом кукла достает необходимую вещь из-за ширмы или декорации.

Когда персонаж выглядывает из окна и разговаривает с кем-либо, просуньте голову куклы в окно и слегка поверните в сторону собеседника. Если же герой просто смотрит в окно, то поверните его лицом к зрителям.

Поскольку кукла-перчатка лишена мимики, требуется немалое мастерство для восполнения этого пробела. Разговор сопровождается движениями того героя, который говорит. Оба собеседника должны быть обращены лицом друг к другу, тот, кто слушает, должен быть либо неподвижным, если его собеседник говорит короткую реплику, либо его движения должны быть менее активными, чем у говорящего. Если же герой произносит длинный монолог, желательно отражать реакцию слушателя (например, кивками головы или наклонами корпуса). Поэкспериментируйте с куклой, и вы убедитесь, что она может быть и веселой, и грустной, и задумчивой, и даже улыбаться, если актер, исполняющий роль, по-настоящему ей увлечен.

Управление дополнительными героями, не являющимися куклами-перчатками, зависит от их типа и описано в разделе их изготовления.

Если в спектакле вы решили использовать музыку, то репетируйте сразу с ней, иначе потом вам придется многое переделывать. Особенно важно как следует отрепетировать с музыкой все танцы Балерины. Конечно, у куклы-перчатки нет ног, но она может грациозно наклоняться, кружиться, делать взмахи руками - главное, чтобы движения куклы точно попадали в музыку, и тогда это будет выглядеть мило и симпатично.

В общем, репетиция - это процесс исключительно творческий, и на пути к премьере вас ждет множество находок и удачных решений. И вот, когда режиссер полностью уверен во всем и во всех, пора приглашать гостей.

2.10. Приглашаем зрителей

Роли исполняют:

Над спектаклем работали:

Режиссер -

Художник-постановщик -

Дизайнер по костюмам -

Звукорежиссер -

Осветитель -

Автор сценария - Олеся Емельянова

Отдельное спасибо:

Чтобы все выглядело максимально торжественно, заранее сделайте пригласительные билеты и красочные программки. Будьте внимательны и не забудьте никого из тех, кто имеет отношение к постановке. Оформляя программку, поместите на ее обложку название спектакля и картинку с изображением героев или сделанную на репетиции удачную фотографию. Обязательно припасите билетов и программок больше, чем число приглашенных зрителей и самих участников спектакля вместе взятых. Каждый захочет на память о спектакле оставить их себе, а на саму премьеру могут прийти неожиданные гости, которым будет очень приятно, что о них заранее подумали.

Пусть при входе зрителей встречает гостеприимный билетер, кусающий дыроколом билеты и выдающий программки. Не забудьте и о буфете - он тоже приносит радость зрителям. Перед спектаклями «Хвастунишка» и «Дело мастера боится» можно поиграть с залом, например в такие загадки про профессии:

А теперь, когда все готовы и всё предусмотрено, остается только дождаться премьеры и получить свои заслуженные аплодисменты, которые, без сомнения, вдохновят вас на следующую постановку! Желаем удачи!

Изготовитель: ООО «Русский стиль Подмосковья»

141370 Моск. обл. Сергиево-Посадский р-он г. Хотьково, ул. Заводская, д. 3

Поставщик:

Группа предприятий «Русский стиль»

ЗАО «Русский стиль» г. Москва Тел: (495) 981-55-35,981-55-36 Факс: (495) 981-55-37 e-mail: info@russtyle.net

ООО «Русский стиль - Юг» г. Краснодар Тел: +7(8612)79-00-88 e-mail: info@russtyle-yug.ru -yug.ru

Примечания

Удаль, лихость.

Неутолимый голод.

Тоскливое, подавленное настроение.

 Первооткрыватель, первопроходец.

Комментарии к книге «Мы в профессии играем», Олеся Емельянова

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства