Э.В.Ильенков.
Школа должна учить мыслить!
Впервые опубликовано в журнале «Народное образование» № 4, 1964. Приложение.
Текст приводится по изданию:
Ильенков Э.В., Школа должна учить мыслить. 2-е изд., стер.
МПСИ, 2009, c. 6-55 {0}
ISBN 978-5-9770-0428-2
тираж 3000 экз.
страниц: 112; масса, г.: 88;
обложка: мягкая.
В этом как будто никто не сомневается. Но каждый ли сможет ответить прямо на прямо поставленный вопрос: а что это значит? Что значит «мыслить» и что такое «мышление»? Вопрос далеко не простой и в некотором смысле – каверзный. Стоит копнуть чуть поглубже, как это обнаруживается.
Очень часто, и, пожалуй, гораздо чаще, чем кажется, мы путаем здесь две очень разные вещи. Особенно на практике. Развитие способности мыслить и процесс формального усвоения знаний, предусмотренных программами. Эти два процесса отнюдь не совпадают автоматически, хотя один без другого и невозможен. «Многознание уму не научает», хотя и «много знать должны любители мудрости». Эти слова, сказанные две с лишним тысячи лет назад Гераклитом Эфесским, не устарели и поныне.
Уму – или способности (умению) мыслить – «многознание» само по себе действительно не научает. А что же научает? И можно ли ему научить (научиться) вообще?
Комментарии к книге «Школа должна учить мыслить!», Эвальд Васильевич Ильенков
Всего 0 комментариев