1
Слово «миф» сегодня обычно употребляется для обозначения иллюзий или фикций, в
конечном счете, того, что порождено фантазией и скрывает трезвую истину.
Поэтому предикат «миф» в большинстве случаев можно заменить предикатом «только
миф». К такому языковому употреблению пришли потому, что в греческом мифе,
откуда ведет свое происхождение это слово, привыкли видеть нечто такое, что не
имеет отношения к действительности. В большинстве случаев это истории о богах,
которые, хотя и могут быть известны со школы, всерьез, естественно, не
воспринимаются.
Возникновение таких фантазий получает правдоподобно звучащее объяснение. Их
причины частично состоят в склонности людей мистифицировать вещи, которые их
изумляют, частично же в стремлении сгладить незнание. Так, например,
естественные явления, которые кажутся загадочными, такие как молния,
эффективность полей, утренняя заря, трактуются как знаки божественной мощи или
даже непосредственно как боги.
(обратно)
2
Является ли, однако, верным такое распространенное клише в понимании мифа,
особенно греческого? Отложим пока ответ на этот вопрос и обратимся прежде всего
к логосу, который, как известно, приходит исторически на смену греческому мифу.
Этим понятием объединяются греческая философия и связанные с ней науки;
движение, которое возникает в VI веке до нашей эры. Его называют Логос, так как
в его основе лежит требование для всего дать доказательство, обоснование,
разумное объяснение.
Так, например, досократики утверждали, что в основе всего — вода (Фалес),
воздух (Анаксимен), вода, земля, огонь, воздух (Эмпедокл) и т. д. На такой
основе возникали первые попытки объяснения небесных явлений. Так, например,
Гераклит утверждал, что небесные тела, вращающиеся вокруг Земли, представляют
собой полые сосуды, в которых собирается разгорающийся огонь. Усилия дать
систематическое, выведенное из последних элементов и принципов объяснение были
подняты на новую ступень Платоном, поскольку он выделил общую форму, которая
Комментарии к книге «Прогресс от мифа, через логос, к науке?», Курт Хюбнер
Всего 0 комментариев