Читать книгу «Большая Советская Энциклопедия (ИУ)», БСЭ

Автор:

«Большая Советская Энциклопедия (ИУ)»

1375


1 страница из 9
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.

Большая Советская Энциклопедия (ИУ)

Иуда Искариот

Иу'да Искарио'т, Скариот (человек из г. Кариот), согласно библейской мифологии, один из 12 учеников (апостолов) Иисуса Христа, предавший учителя в руки иерусалимских властей за 30 сребреников. Рассказ о предательстве И. И. и его смерти в евангелиях и деяниях апостольских даётся в разных версиях. История И. И. получила своё развитие в апокрифической литературе, в средневековых мистериях. Образ И. И., ставший символом предательства, нашёл отражение в искусстве средневековья, Возрождения [обычно изображались предательство И. И., своим поцелуем указывающего стражникам Иисуса Христа (Иудин поцелуй), и тайная вечеря] и в литературе (Данте и др.).

(обратно)

Иудаизм

Иудаи'зм, религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине; распространена среди евреев. О числе верующих (иудаистов) достоверных статистических данных нет. Большинство верующих сосредоточено в Израиле и США.

  В 13 в. до н. э. часть западносемитских кочевых племён, бежавшая, по библейскому преданию, в пустыню от египетского фараона (еврейские племена), в период их вторжения в Палестину объединялась вокруг общего культа бога племенного союза Яхве [окончательно племенной союз, принявший название «Израиль» («бог сражается»), сложился к 11 в. до н. э.]. Поклонение Яхве (имя которого позже было табуировано и заменялось словом «господь») не исключало и культы др. божеств, как своих племенных, так и местных ханаанейских. Яхве не имел ни изображений, ни храмов; ему был посвящен шатёр («скиния») и в нём ларец («ковчег»), считавшийся земным местопребыванием бога, незримо присутствовавшего во всём мире. Официальный культ осуществлялся особой родоплеменной группой или кастой левитов. После возникновения в конце 11 в. до н. э. Израильско-Иудейского царства царь Соломон (сын царя Давида) построил Яхве храм в Иерусалиме. Культ Яхве стал, таким образом, основой официальной идеологии этого государства, защищавшей интересы рабовладельцев. При разделении царства в 10 в. до н. э. на северное, собственно Израильское, и южное — Иудейское, с центром в Иерусалиме, этот храм сохранил значение главным образом для южного царства; в северном имелись свои храмы. Но и в южном царстве продолжали официально существовать и др. места культа как Яхве, так и др. богов.

  В постепенном складывании И. как догматической религии важнейшую роль сыграло т. н. пророческое движение, развивавшееся с 9—8 вв. до н. э. С 8 в. до н. э. проповеди пророков записывались. Вначале пророки не настаивали на универсальности Яхве, но объявляли его «ревнивым богом», не допускающим, чтобы его «избранники» почитали др. богов. Возникла концепция «договора» («завета») между израильскими племенами и Яхве (первые, якобы, обязались не чтить других богов и исполнять желания Яхве, а Яхве — передать им власть над Палестиной). Внешним признаком «договора» было объявлено обрезание, являвшееся в действительности обрядом, известным и многим другим народам Древнего Востока как пережиток ритуала ини

Комментарии к книге «Большая Советская Энциклопедия (ИУ)», БСЭ

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства